RSS

Юрий Колмаков: «Думаю, «медные трубы» его не испортят»

Фото с сайта viperson.ru.

Фото с сайта viperson.ru.

Гендиректор «Корпорации ИФК» Юрий Колмаков, четыре года руководивший министерством экономики РК в эпоху Юрия Спиридонова и год возглавлявший финансово-экономический блок в должности заместителя главы РК в торлоповском правительстве первого созыва, - один из тех, кто давно и хорошо знает предложенного президентом на пост руководителя республики Вячеслава Гайзера. В минувшую пятницу, 9 января, г-н Колмаков любезно согласился поделиться своим мнением о будущем главе Коми с корреспондентом «ЗЖ».

- Вячеслав Гайзер начал свою госслужбу в должности замминистра финансов РК в самом начале 2002 года — как раз в то время, когда вы возглавили финансово-экономический блок в правительстве только что пришедшего к власти Владимира Торлопова. Приглашение г-на Гайзера в Желтый дом, случайно, не ваша инициатива?

- Нет. Ситуация тогда развивалась следующим образом. В начале января мне позвонил Владимир Александрович Торлопов и предложил поехать с ним в Санкт-Петербург. И вот там мы собрались — группа сподвижников, в том числе, Вячеслав Михайлович Гайзер, — и семь или восемь суток в конференц-зале гостиницы «Невский Палас» с утра до вечера спорили и рисовали на доске свои варианты структуры формируемого правительства. Весь световой день мы находились там как в заточении, и когда в одиннадцатом-двенадцатом часу вечера мы с Вячеславом Михайловичем выходили просто прогуляться по городу, то смеялись, что неделю в Питере находимся, а видим его только ночью.

- Кто еще из известных людей участвовал в том питерском «мозговом штурме»?

- Многие из тех, кто и сейчас находится во власти. Алексей Чернов, например...

- Александр Зарубин..?

- Александр Леонидович там тоже бывал.

- Возможно, именно он был инициатором приглашения г-на Гайзера в правительство?

- Возможно, учитывая партнерство, которое их связывало по работе в «Коми социальном банке». Вячеслава Михайловича пригласили в качестве заместителя к тогдашнему министру финансов Захарову (Александр Захаров, министр финансов РК в 1986-2003 г.г. — «ЗЖ»), и поставили перед ним цель — наладить бюджетный процесс, который тогда в республике был, так скажем, на «живульку» сшит.

- В течение года вы служили вместе с Вячеславом Гайзером в правительстве РК, будучи, по сути, его начальником. Какое впечатление осталось у вас от работы с ним?

- Во-первых, он — профессионал, профессионал с большой буквы: знает предмет финансов досконально и глубоко. Во-вторых, он — порядочный человек и, вообще, интеллигентный человек. Я не слышал от него ни одного бранного слова. Конечно, время меняет людей, но вряд ли Вячеслав Михайлович изменился — он такого, консервативного, типа человек. Он очень уважительно относился к людям, в частности, к коллегам по работе, причем без разницы — к начальству или подчиненным. Вместе с тем он был достаточно требовательным к своим сотрудникам. И у него была колоссальная нацеленность на результат.

- А недостатки?

- Некоторое, нет, не раздражение, а, не знаю даже, как сказать, удивление что ли, вызывала его скрупулезность. Кажется, можно проще сделать, проломить где-то... Нет! В очень мягкой форме, но спокойно и уверенно, иногда даже через голову Захарова, он делал так, как считал правильным. И после того, как объяснял свою позицию, даже аргументов не хватало, чтобы его переубедить. Он всегда любой вопрос доводил до конца.

- Сложилось единое мнение о том, что г-н Гайзер хороший профессионал и образцовый чиновник. Однако скрупулезность и дотошность часто идут врозь с масштабностью мышления, с полетом фантазии... Кстати, Вячеслав Гайзер шесть лет назад в интервью корреспонденту «ЗЖ» признавался, что боится летать самолетом. Отдельные эксперты считают, что занимаемый сейчас выдвиженцем президента РФ пост — первого заместителя губернатора — предельный уровень его компетенции.

- Вы знаете, после того, как перешли от выборов губернаторов к их назначению, это уже несколько иная категория руководителей, которые работают в рамках единого федерального стержня — вертикали власти, причем четко выстроенной. И в этом отношении... Ну, что такое полет? У него и с этим, по-моему, все нормально. Если же иметь в виду какие-то неадекватные действия, связанные с полетом фантазии, то это не про него. Ведь что для меня, например, как рядового жителя РК, нужно от власти? Чтобы территория развивалась, развивались профильные отрасли — вряд ли появится что-то новое, — чтобы люди стали богаче, чтобы последствия кризиса как можно быстрее пережить. Очень важно, чтобы была выработана посткризисная программа. Ее уже давно надо было делать — в начале прошлого года. Я думаю, что сейчас Вячеслав Михайлович столкнется и с вопросами определенных структурных преобразований. Их, безусловно, потребуется осуществлять. Мало того, потребуется усиливать финансово-экономический блок — потому что кто-то должен будет заменить его в этой сфере.

- Вячеслав Гайзер — человек команды, в какой-то мере, возможно, «человек Зарубина». В связи с этим возможны ли, на ваш взгляд, какие-то существенные кадровые перестановки в правительственной команде в ближайшее время?

- Безусловно, да. Еще раз повторю, финансово-экономический блок он вынужден будет усиливать. И вообще, ситуация поменялась. Пошли реальные структурные изменения, которые рано или поздно приведут к изменениям в экономике. Взять тот же самый вопрос, который поднял президент, — об «электронных правительствах» на местах. Это же надо революцию совершить... А насчет того, что Гайзер «человек Зарубина» и т.п., то мне это напоминает вопрос из анкеты прошлых лет, типа: есть ли у вас родственники за границей? Если есть, то на тебя клеймо ставят. Александр Леонидович — один из умнейших людей. Когда я работал в правительстве, то многому у него научился, несмотря на то, что он значительно моложе меня. У него другой опыт, другой кругозор, он имеет практику общения с людьми самого высокого уровня. С другой стороны, сейчас, когда президент фактически назначает руководителей регионов, представителям деловых кругов даже опасно иметь слишком близкие отношения с губернаторами, а тем более пытаться манипулировать ими. Первое лицо страны не потерпит, если губернатором будут руководить какие-то бизнес-структуры. Утром ты еще губернатор, а после обеда уже нет: тебя назначили — тебя освободили. Еще раз повторю, я не считаю, что наличие каких-то отношений у Вячеслава Михайловича с Александром Леонидовичем, если они, конечно, до сих пор есть, является каким-то клеймом.

- С другой стороны, правление Владимира Торлопова сопровождалось упорными разговорами о том, что главой манипулируют. Среди манипуляторов, в том числе, назывался г-н Зарубин.

- Видите ли, найти границу между манипулированием и советами, которые в той или иной ситуации просто требуется получить от кого-то, очень трудно. Другое дело, что, на мой взгляд, руководитель региона все-таки должен быть более жестким и требовательным по отношению к членам своей команды. Я считаю, что Владимир Александрович — хороший, добрый, мягкий человек. Но это является в то же время некоторым негативом, потому что со своей командой надо быть пожестче. Ведь в конечном итоге за все отвечает губернатор.

- Вот эти качества — жесткость, самостоятельность в принятии решений — у г-на Гайзера есть?

- Да. Я не сомневаюсь, он реально отдает себе отчет в том, какая на него свалилась ответственность. Я представляю, как сейчас раскалился у него телефон. Люди хотят — кто-то по-доброму, кто-то по долгу службы — поздравить и сказать ласковое слово: авось зачтется. Но ему можно только посочувствовать. Кто такой губернатор? Это человек, лишенный личной жизни. Он сам себе не принадлежит. Он должен общаться с людьми, потому что людям хочется, чтобы он с ними встречался, и не только в Сыктывкаре... Он, с одной стороны, будет иметь жесткое давление федерального центра, с другой — требования об улучшении жизненного уровня снизу. И он должен настроить свою команду так, чтобы она пахала и на федеральном уровне, вышибала деньги, как положено, и в то же время работала на местах и не превратилась в такое чванливое сообщество. Меня всегда удивляет, когда я прохожу по площади и вижу там самые красивые и дорогие машины. Наверное, бюджет целого района на площади стоит. Думаю, что и в этом отношении Вячеслав Михайлович разберется. Он — рациональный человек...

- А что касается личных потребностей? Он — скромный человек?

- Я не могу об этом судить в полной мере, но вот, например, он постоянный покупатель «Рублика» (офис «Корпорации ИФК» расположен на территории торгового центра «Рублик» — «ЗЖ»). Приходит, стоит в очереди, многие продавцы его знают в лицо. Он — нормальный, обычный человек. Я знаю, что у него хорошая семья. Мы с ним одними тропами ходим, и я вижу, что он гуляет со своими детьми, разговаривает с ними. Во всяком случае, я уверен, что источника личного обогащения он из своей новой должности делать не будет.

- А выстраивать стабильные, взаимовыгодные отношения с бизнес-структурами, работающими в регионе, он способен, на ваш взгляд? В последнее время в этой сфере республиканская власть испытывала проблемы...

- Вячеслав Михайлович — классный переговорщик. Это я знаю, поскольку в свое время вместе с ним мы провели колоссальное количество переговоров с бывшими кредиторами республики, в том числе с зарубежными банками, занимаясь урегулированием долгов. Он — переговорщик, способный не только находить компромиссы, но и жестко отстаивать интересы республики. То есть, если есть какая-то позиция, которая не устраивает республику, она не будет принята или будет отложена для дальнейшего поиска решения вопроса.

- Из всего вышесказанного вами можно понять, что вы приветствуете выбор президента...

- Я считаю, что это мудрое решение, хотя бы потому, что Вячеслав Михайлович с ходу войдет в работу. Он — человек, готовый к работе, знающий республику. И его здесь хорошо знают. И думаю, что «медные трубы» его не испортят.

Беседовал Сергей Сорокин

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!
Жорж Милославский (13.01.2010, 11:50:48)

А что тут делает мое фото?


Дон (11.01.2010, 18:06:25)

Да уж лизнул глубоко


Читатель (11.01.2010, 11:07:33)

Сергей, не стоит объяснять - бисер жалко.

А то, что "Миянэкономики" до сих пр "паразитирует" на наработках начала века - факт. "Модернизация" и "электронофикация" - новый стандарт требований к губернаторам.


Сорокин (11.01.2010, 10:13:35)

Для сведения: в "ЗЖ" правило - интервью только по инициативе самой "ЗЖ". Беседа с Колмаковым - не исключение.


Bynthdm. (11.01.2010, 08:27:36)

Серега приходи дам интервью надо лизнуть Дядю Сашу, Славу и Лешу, может обратно в замы по экономике возьмут....


Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть