RSS

Николай Левицкий: "Ни с одним начальником не работалось так комфортно, как с Владимиром Александровичем"

В прошедшую среду, 22 сентября, Глава РК Владимир Торлопов подписал указ об освобождении Николая Левицкого с должности своего первого заместителя, одновременно наградив его Почетной грамотой РК. На следующий день г-н Левицкий устроил для членов правительства «отвальную» в Желтом доме, а до этого дал пресс-конференцию, где ответил и на вопросы корреспондента «ЗЖ».

ЛЕВИЦКИЙ НИКОЛАЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Родился 8 августа 1972 года в Ленинграде.
В 1994 году окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Кандидат экономических наук.
В 1992-1993 гг. работал исполнительным директором АО «Модерн» (Санкт-Петербург).
В 1993-1994 гг. – генеральный представитель Представительства АКБ «Комибанк» в Санкт-Петербурге, директор филиала АКБ «Комибанк» в Санкт-Петербурге.
В 1994-1996 гг. – президент АКБ «Комибанк» (Сыктывкар).
В 1996-1997 гг. – начальник департамента финансов ОАО НК «КомиТЭК» (Сыктывкар).
В 1997-1998 гг. – начальник управления взаимозачетов и долговых обязательств АБ «Империал» (Москва).
В 1998-2000 гг. – вице-президент по экономике и финансам АО «НТК «Славнефть» (Москва).
В 2000 г. – коммерческий директор Государственного центра системных исследований (Москва).
В 2000-2001 гг. – генеральный директор ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» (Ковдор Мурманской области).
В 2001-2003 гг. – президент ЗАО «Минерально-химическая компания «Еврохим» (Москва).
С 17 февраля 2003 г. по 22 сентября 2004 г. – первый заместитель Главы РК.

   

– Если вкратце говорить об итогах моей работы в правительстве, то когда мне поступило предложение от Владимира Александровича (Торлопова – «ЗЖ») занять пост, была очень тяжелая ситуация. Я помню, как в марте прошлого года мы с Владимиром Александровичем (в дальнейшем – В.А.) обсуждали, что нам делать: останавливать выплату зарплаты или останавливать расчеты с энергетиками. Деньги были на что-то одно. Минимальные поступления ниже плана, и надвигающийся вал расходов. Если говорить языком бизнеса, то это было предприятие в предбанкротном состоянии. К сожалению, это были проблемы того тяжкого наследства, которое досталось В.А. Если говорить о сегодняшнем состоянии республики, ее бюджетной сферы, то, сравнивая опять же с предприятием, можно сказать, что это стабильно работающее предприятие. Можно очень долго спорить – отлично оно работает или плохо. Я думаю, истина где-то посередине... Результаты мы увидим лет через пять, по-хорошему. Если говорить о системных результатах, то это бесконечный процесс…Сегодня собрана очень сильная управленческая команда в республике. Я считаю, что правительство у В.А. – одно из самых сильных среди региональных правительств. Могу сказать, что еще ни с одним начальником мне не работалось так комфортно, как с В.А.

– Есть ли какая-то логика в том, что члены команды «Еврохима» приехали сюда вместе, а уезжают поодиночке?

– У нас не существует понятия «бывшая команда «Еврохима». Существует понятие «команда главы республики». Когда делили Кабина, Орду, Поздеева, Стукалова на группировки – это неправильно. Да, я приехал не один, со мной приехал еще ряд специалистов, которые объективно были нужны на тот момент. Многие нужны и сейчас. Нет такого понятия, что приехали антикризисники, собрались и уехали… Я сегодня могу сказать, что вот уехал Кабин, на его месте – абсолютно достойный преемник… Это одна команда, а не то что там «еврохимовцы». Тот же самый Павел Анатольевич (Орда – «ЗЖ») работал со мной еще в «Славнефти». Это было задолго до «Еврохима»…

– Чем собираетесь заниматься сейчас?

– Я собираюсь заняться бизнесом. Но я бы не хотел уходить в детали, потому что мы будем заниматься приобретением промышленных активов, предприятий, построением крупных холдингов. Существуют некие базовые договоренности, о которых было бы чрезвычайно интересно узнать нашим конкурентам… Но я обещаю, что, как только мы развернемся, я обязательно дам интервью. Честное слово.

– На сессии Госсовета РК депутаты внесли изменения в республиканский бюджет, распределив 2,2 млрд. руб. дополнительных доходов. Не значит ли это, что изначально бюджет был принят с заведомо заниженными параметрами?

– Доходы не занижались. Более того, Управление Министерства РФ по налогам и сборам по РК изначально давало более низкую планку доходов, и у нас был спор при составлении бюджета: а не завышены ли доходы? Дополнительные доходы появились, прежде всего, за счет одного вида налога – налога на прибыль, который раньше не платили крупные корпорации… С точки зрения законодательства – это нормальная налоговая оптимизация, и ничего подсудного здесь нет. Вот в этом-то и парадокс нашей системы. Нашей задачей было заставить всех платить этот налог. Нам удалось это сделать в нынешнем году. За первое полугодие мы собрали больше, чем за весь прошлый год. У нас уже перевыполнение по налогу на прибыль на полтора миллиарда рублей. Ни один налоговый инспектор в здравом уме никогда не запланировал бы, что «Воркутауголь» будет платить по 50 млн. руб. в месяц. Они платят. Почему? Потому что мы договорились с Мордашовым, с «Северсталью», о том, что они просто поднимают закупочную цену на уголь и часть прибыли из Череповца переходит к нам, в республику. И подобных действий было предпринято достаточно много…

– Какие преференции вы пообещали компаниям, с которыми заключили договор о том, что они выплачивают налог на прибыль, не скрывая ее?

– Во-первых, мы пообещали самое главное – спокойствие и стабильность. И отсутствие каких-либо поборов, отсутствие бюрократического гнета, который, кстати, традиционно был в республике: постоянно палки вставляли в колеса, стравливали друг с другом и т.д.

– Одна из задач, которую перед вами ставил Глава РК – добиться того, чтобы республику из разряда доноров перевели в разряд реципиентов. Удалось ли в этом убедить Москву?

– Не удалось. К нашему колоссальному сожалению, диалога «регионы – федеральный центр» не получилось. Сейчас мы понимаем, почему. Готовились к совершенно новой политической конструкции с назначаемыми губернаторами, и поэтому надо было ситуацию до предела спрессовать и лишить регионы вообще всяких финансовых возможностей, чтобы губернаторы проще согласились на это предложение. В той ситуации пересмотр межбюджетных отношений между центром и регионами был невозможен. 41% налогов, собираемых на нашей территории, остался в республике. В этом году уже 47% – за счет того, что мы начали собирать налог на прибыль и некоторые другие виды налогов… У меня как у финансиста очень много претензий к федеральному центру. Я могу сказать, что то, что устраивает центр по отношению к регионам, абсолютно некрасиво.

– Остались ли какие-то нерешенные проблемы, о которых вам приходится сожалеть?

– Проблем достаточно много, я могу часами рассказывать о нерешенных проблемах, но у меня нет сомнений в том, что они будут решены. Конечно, я могу сожалеть о том, что не решена проблема ЖКХ. Это очень грустно. Но никто, находясь в здравом уме, и не мог представить, что ее можно решить за полтора года… Есть сожаление, что пока еще не запустился проект «Белкомур», но я буду активнейшим образом подключаться к решению этой проблемы… Целевые федеральные программы расформированы. Будет создан новый департамент программ, и часть средств, полученных в результате профицита бюджета, будет направляться на финансирование этих программ. 1 октября у Фрадкова состоится слушание по вопросам «Белкомура». В Министерстве транспорта РФ нас сегодня поддерживают и вносят «Белкомур» в проект бюджета следующего года. Будем надеяться, что мы пробьем этот вопрос.

– Как вы сами изменились за эти полтора года нахождения во власти?

– Думаю, не сильно. Я, действительно, не политик, и в этом была сложность моей работы в республике. Мне сложно, на самом деле, выстраивать отношения исходя из некой клановости, политических раскладов. Я всегда старался находить наиболее верные решения. Помните, когда была эта ситуация с централизацией финансовых средств муниципальных образований? Сколько было шума, интриг, спекуляций… Мы все равно пошли на это, ставя во главу угла экономическую эффективность и, может быть, теряя, скажем так, проценты рейтинга… Надеюсь, меня не сильно изменили эти полтора года, потому что, мне кажется, должность не может менять человека.

– Не исключаете для себя возможности в будущем возврата на госслужбу?

– Честно говоря, хотел бы вернуться, но немножко в других реалиях. Мне интересно заниматься вопросами экономики, хозяйства и совершенно неинтересно заниматься политикой. А у нас, к сожалению, если говорить о федеральных органах власти, большой крен в сторону политики наблюдается. Мне хотелось бы заниматься выработкой экономической стратегии, промышленной политики, которая у нас отсутствует как таковая. Это – мое. Так что я не исключаю... Конечно, это не цель в жизни, я не ставлю перед собой задачи карьерного роста, но если это будет совпадать с моими интересами, я для себя такую возможность не исключаю.

После завершения пресс-конференции корреспондент «ЗЖ» попросил г-на Левицкого ответить еще на ряд вопросов.

– Ваш будущий бизнес как-то связан с АПК?

– С агропромышленным комплексом? Очень опосредованно.

– Г-н Кабин будет вашим партнером по бизнесу?

– Вполне допускаю. Я с Алексеем с удовольствием бы работал.

– То есть это предполагается?

– Да, конечно.

– А г-жа Большакова (Марина Большакова, заместитель руководителя администрации Главы и Правительства РК, начальник управления госслужбы и кадров – «ЗЖ») уходит вместе с вами?

– Можно, я не буду комментировать?

– Почему не удалось подписать соглашение с «Роснефтью» об отчислении в республиканский бюджет справедливого налога на прибыль? В связи с процессом слияния нефтяной компании с «Газпромом»?

– В конце концов, выяснилось, что именно из-за этого. Им не до нас было. Но несмотря на то, что соглашение не подписано, налоги они платят. По факту.

– Кто из правительственной команды республики, на ваш взгляд, заслуживает высокой оценки?

– Я многих высоко оцениваю.

– Фамилии можете назвать?

– Конечно. Вячеслав Михайлович Гайзер – управленец очень высокого уровня, это человек уровня Минфина России, как минимум. Я высоко ценю Ивана Поздеева, Николая Николаевича Герасимова. Я ему хочу отдельную благодарность высказать, мы с ним огонь и воду вместе прошли, доламывая предприятия, заключая с ними соглашения и выстраивая взаимоотношения с бизнесом на территории республики. Я часами могу говорить… Аликин Валера. У нас с В.А. были большие сомнения в том, что наши дорожники в срок управятся с дорогами в Сыктывкаре. Но вот удивительное дело: разболтанная и очень проблемная отрасль смогла собраться в кулак, и работы были выполнены в срок. Я могу сказать о Иване Евгеньевиче Стукалове очень теплые слова, потому что с ним мы прошли большой путь, связанный с решением проблем переселения, развитием малого бизнеса и ипотечного кредитования… Я никого никогда не забываю.

Записал Сергей Сорокин

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть