RSS

Михаилу Швыдкому подарили бутылку

с репродукцией картины на месте этикетки

Михаил Швыдкой признался, что плохо знает историю коми народа. Фото «ЗЖ».

Михаил Швыдкой признался, что плохо знает историю коми народа. Фото «ЗЖ».

На минувшей неделе в Республике Коми ровно сутки провел руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии, ведущий разнообразных программ на российском ТВ Михаил Швыдкой. Пресс-служба главы РК и правительства РК назвала этот визит рабочим, хотя местами пребывание г-на Швыдкого в РК носило, прямо скажем, неформальный характер.

Глава культурно-кинематографического агентства (подчиняется Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ – «ЗЖ») прилетел в Сыктывкар вечером в пятницу, 4 августа, обычным рейсовым самолетом в сопровождении заместителя начальника управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии Александра Заволокина и своего пресс-секретаря Натальи Уваровой.

Делегацию федеральных чиновников у трапа самолета встретили глава РК Владимир Торлопов и его заместитель Алексей Чернов, имеющий к культуре самое непосредственное отношение (г-н Чернов – сын питерского режиссера Леонида Менакера и актрисы Аллы Черновой – «ЗЖ»). В ходе короткого подхода к прессе г-на Швыдкого спросили, зачем он приехал. Гость поблагодарил за приглашение и сообщил: «Чтобы решить в том числе вопрос с реконструкцией театра имени Виктора Савина, вокруг которого начались арбитражные споры».

Но прежде чем решать такие серьезные вопросы, гостям предложили отдохнуть с дороги. Кортеж по устоявшейся традиции направился в загородную правительственную резиденцию в Лемью, более известную как «Домик Путина», где, к слову, чуть больше трех месяцев назад гостил непосредственный начальник Михаила Швыдкого – министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов. Г-н Соколов тогда, как известно, остался доволен оказанным гостеприимством, даже поиграл на дорогом рояле Bekker и позабавился с 4-летней медведицей Машкой, сидевшей в клетке на территории резиденции и служившей утехой для отдыхающих там VIPов. О том, чем развлекали в Лемью г-на Швыдкого, история умалчивает.

Наутро 5 августа гости приступили к реализации программы визита. Ее по ходу пришлось немного скорректировать, из-за чего выпало ранее запланированное посещение Дома купца Суханова. Осмотр культурных достопримечательностей начался с Финно-угорского культурного центра, которому по просьбе главы РК, высказанной им при личной беседе с президентом РФ Владимиром Путиным 6 апреля, собираются придать статус федерального.

Во время этого и других субботних мероприятий г-на Швыдкого сопровождали, помимо г-д Торлопова и Чернова, министр культуры и национальной политики РК Надежда Боброва и ее первый заместитель Валерий Коробов. Всю делегацию в финно-угорском центре встретили руководитель департамента по делам национальностей РК Евгений Рожкин и директор центра Светлана Белорусова. Короткая экскурсия завершилась показом мультимедийного продукта, рекламирующего сайт финно-угорских народов, а также фольклорным концертным номером, после которого г-дам Швыдкому, Торлопову и г-же Бобровой подарили по деревянной ложке. Далее высокопоставленные персоны удалились на 2-й этаж поговорить о неких финансовых аспектах придания центру статуса федерального. Пресекать проникновение в эту комнату журналистов вызвался г-н Рожкин, занявший мертвую позицию у двери.

Поход в Национальную галерею РК поначалу не был запланирован, но на нем настояла прибывшая в Сыктывкар двумя днями раньше г-на Швыдкого директор Российского дома народного творчества Эльвира Кунина. Сам осмотр галерейных экспонатов прошел на скорую руку. После того, как делегация заглянула в этнографический музей, где Михаилу Швыдкому подарили бутылку с репродукцией картины на месте этикетки, кортеж двинулся на главный объект – развалины Республиканского академического театра драмы имени Виктора Савина.

Туда же направился и фотокорреспондент «ЗЖ». Впрочем, к объекту его не подпустили, причем – без объяснения причин. Подошедшие к фотокору «ЗЖ» незадолго до приезда высокопоставленных гостей двое рабочих строительной фирмы «Лига Строй», осуществляющей реконструкцию театра, дали понять, что «пущать не велено». Когда фотокор попытался выяснить, кто именно велел, рабочие внятного ответа не дали. За инцидентом внимательно наблюдали охранники высокопоставленных республиканских персон, уже подъехавших к строительному объекту. Воспрепятствование журналистской деятельности коснулось только фотокора «ЗЖ»: все остальные СМИ благополучно проникли на заветную территорию.


Работники московской фирмы «Лига Строй» (слева) дали понять фотокорреспонденту «ЗЖ», что его «пущать не велено». Фото «ЗЖ».
   

Тем временем на самой стройке Михаила Швыдкого «грузили» информацией. Основными докладчиками по вопросу сноса исторических памятников выступили актер, режиссер и заведующий постановочной частью драмтеатра, ныне подрабатывающий сторожем на строительном объекте компании «Лига Строй» Виктор Градов, а также заместитель министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК Вячеслав Козъяков. Беседовать о культуре мешали усилившиеся вместе с приездом VIPов строительные шумы. Глава РК распорядился, чтобы громкость убавили. Когда стало чуть тише, г-ну Швыдкому дали подержать раритетный кирпич, оставшийся от снесенного памятника культурного наследия.


Михаилу Швыдкому дали пощупать то, что осталось от разрушенного памятника культурного наследия. Фото «ЗЖ».
   

Во время общения Михаил Швыдкой поинтересовался суммами, выделяемыми на реконструкцию драмтеатра. «Заявка наша в Федерацию – 147 миллионов на следующий год, – доложил г-н Козъяков. – Если эти деньги будут, республика также поможет, и мы готовы сдать этот объект не в 2008-м, а к концу 2007-го». «Ну, 50 мы в этом году отдаем. На будущий год, если будет хотя бы не меньше сотни, думаю, будет нормально», – принялся считать в уме казенные деньги г-н Швыдкой, после чего была затронута проблема строительства в зимних условиях.

«А кстати, – вступил в разговор г-н Торлопов. – Очень долго спорили, надо ли вообще заниматься театром, то есть подступать к нему. То, что его надо было закрывать давно, это было всем понятно, и фактически осознавали все…» «Вы знаете, если честно, я считаю, что это очень мудрое решение, – успокоил главу федеральный начальник. – Знаете, у Томаса Манна есть такая фраза: «Театр – это место, где толпа превращается в народ»? Конечно, дороги важнее, но… Скажите, а какие заболевания наиболее распространены в республике?» «Сердечно-сосудистые, онкозаболевания, – начал перечислять Владимир Торлопов. – Ну, и, конечно, непотребное потребление алкоголесодержащих веществ, я скажу так…» «Тем более – театр должен быть!» – подвел итог Михаил Швыдкой.


Владимир Торлопов (справа) среди наиболее распространенных заболеваний в Коми назвал непотребное потребление гражданами алкоголесодержащих веществ. «Тем более – театр должен быть!» – отреагировал на это руководитель федерального агентства. Фото «ЗЖ».
   

Неожиданно взгляд г-на Швыдкого упал на соседнюю с руинами драмтеатра «высотку» Торгового центра. Глава сообщил, что в этом здании «с высоты птичьего полета уже можно на Сыктывкар посмотреть». «В следующий раз надо здесь жить, – намекнул высокий гость, но для приличия спросил: – А дорогие здесь номера?» Г-н Торлопов смутился: «Вы знаете, как-то не приходилось жить в нашей гостинице…» Кто-то подсказал, что одноместный номер стоит около 6 тыс. руб. «Ну, шесть тысяч – это круто! – то ли обрадовался, то ли возмутился Михаил Швыдкой. – Это московская цена…»

Кормить федеральную делегацию повезли в ресторан «Пушкинский». Обед немного затянулся, что доставило немало волнительных минут главе Сыктывдинской администрации Артуру Рудольфу, ожидавшему г-на Швыдкого со свитой на крыльце районной мэрии. От приготовленного к встрече подноса с хлебом-солью тем временем отгоняли назойливых мух.

Кортеж прибыл в село Выльгорт с опозданием. Как только Михаил Швыдкой отведал хлеб-соль, его направили на очередной строящийся объект – центр народных ремесел. Объект моментально оживился: непонятно откуда взявшиеся рабочие принялись перекладывать доски на недостроенном потолке второго этажа. После обеда в «Пушкинском» VIPы заметно осмелели и даже отказались от предложенных касок безопасности. К счастью, во время посещения стройки никаких серьезных ЧП с высокопоставленными экскурсантами не произошло, не считая мелкой неприятности: один из телеоператоров, выбирая ракурс для съемки в тесном коридоре центра народных ремесел, случайно заехал камерой в ухо главе РК. Удар оказался не сильным.

На втором этаже строящегося центра Артур Рудольф подробно рассказал руководителю федерального агентства об объекте. «Это единственный такой центр на всем Северо-Западе», – вставил Владимир Торлопов. «Ну, насколько я знаю, не только на Северо-Западе, но и вообще в России, – увлекся г-н Рудольф. – Правда, в Тюмени что-то подобное строят…» Михаил Швыдкой старался слушать внимательно, хотя его периодически отвлекали мухи, норовившие приземлиться прямо на лицо телевизионной знаменитости. «Сколько детишек здесь будут заниматься?» – спросил, наконец, г-н Швыдкой. «Около 100-120», – ответили ему.


В Выльгорте Михаила Швыдкого периодически отвлекали мухи, норовившие приземлиться прямо на голову телевизионной знаменитости. Фото «ЗЖ».
   

Артур Рудольф также проинформировал федерального руководителя о своей идее сделать Сыктывдинский район «северной резиденцией Деда Мороза» со всеми вытекающими отсюда туристическими перспективами. «И называться это будет – «Матушка-Зима», – торжественно добавил г-н Рудольф. Г-н Швыдкой оставил полученную информацию без комментариев.

Покинув стройку, гости осмотрели памятник мастеру народных инструментов, уроженцу села Выльгорт Семену Налимову, возведенному на месте памятника Ленину и заглянули в районный краеведческий музей. Там Михаилу Швыдкому презентовали народный инструмент шур-шар, который тут же был передан в надежные руки торлоповского охранника.


Артур Рудольф (слева) показал гостю памятник уроженцу села Выльгорт, мастеру народных инструментов Семену Налимову. Фото «ЗЖ».
   

В районном ДК – очередном пункте программы визита Михаила Швыдкого в Выльгорт – высокому гостю показали рекламный фильм о фестивале «Завалинка», ежегодно проводящемся в Сыктывдинском районе. Видеосеанс сменило «живое» выступление победителя последней «Завалинки» – народного ансамбля «Зарава» из села Пажга. Михаил Швыдкой пустился в пляс.

Поплясав в ДК, высокий гость осилил еще одно незапланированное мероприятие – посещение здешнего торгового центра, после чего в сопровождении узкого круга лиц завернул в здание райадминистрации, чтобы в кабинете Артура Рудольфа завершить обсуждение насущных проблем, так сказать, «на посошок».

Последнее испытание – пресс-конференция в Желтом доме по итогам поездки – далась Михаилу Швыдкому на удивление легко. Он много шутил («Мы на коми земле, где как бы пращур коми народа – это медведь, который является символом «Единой России»), откровенничал («Меня возили, я как бы не могу сказать, что я был абсолютно трезвый, но и не могу сказать, что я был выпимши»), оказывал профессиональную помощь журналистам («Закончилась у кого-то пленка, ребята. Я боюсь, что в черном магнитофончике…»), трижды настойчиво назвал Выльгорт Вольгортом, поделился своей методикой оценки положения дел в культуре: «Я понимаю, что это – для какого-нибудь хлесткого заголовка в газете, но я сужу о культуре по качеству физических (? – «ЗЖ») уборных. Вот физическая уборная в районном доме культуры не уступает московским, она лучше, чем у нас в агентстве, а это значит, вы сделали большой рывок…»

Г-н Швыдкой также сообщил, что знаком с намерениями «республики и подрядчика» завершить строительство театра имени Савина в 2008 году: «При общей стоимости объекта в 370 млн. руб. и общих строительных расходах в 220 млн. руб. понятно, что федеральный центр свою часть должен выполнить. Думаю, в 2008 году коллектив театра войдет в здание…»

По ходу пресс-конференции корреспондент КРТК задал вопрос об инициативе воркутинского мэра Игоря Шпектора восстановить один из сталинских лагерей и открыть его для посещения иностранных любителей экстремального туризма. Инициатива г-на Шпектора, кстати, уже вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Первым на этот вопрос вызвался ответить глава РК Владимир Торлопов:

– Я в курсе дела. Мне Игорь Леонидович (Шпектор – «ЗЖ») задолго о своей задумке говорил. Я сказал: я очень это приветствую. С одним условием и с одной просьбой к тебе, Игорь Леонидович: все – за счет муниципального образования или спонсоров, но – не за счет республиканского бюджета. И тогда мы поможем.

– Понимаете, – взял слово Михаил Швыдкой. – С моей точки зрения, очень важно, чтобы память о том, что происходило в стране, сохранилась во всем объеме. Понятно, что человеческая память избирательна, и мы хотим всегда вспоминать хорошее, для нас важнее, скажем, цирк («Цирк»? – «ЗЖ»), чем «Один день Ивана Денисовича», потому что нам хочется думать, что в нашем прошлом были только замечательные и прекрасные страницы. Это нормально. Люди любят вспоминать 9 мая больше, чем 22 июня, правильно? Но, на самом деле, опасность здесь есть. Если не помнить всего и вычеркивать из истории трагические страницы, то эта память будет ущербна. И она отразится и на настоящем, и на будущем. Во всех отношениях. Поэтому такого рода музеи в местах массовых репрессий – они необходимы. Делать из этого такой «Диснейлэнд»? Ну, я считаю, тут важна мера. На базе лагеря «Пермь-35» создан и существует некий музей такой политической истории, и мы ему помогали, когда он создавался. Если будет создан музей такого рода в Воркуте, естественно, что мы по каким-то программам, когда он уже будет создан, сможем ему немного помочь. Но устраивать из этого такой экстремальный туризм? Черт его… Весь вопрос – в чувстве меры. Сейчас Юлий Гусман снял фильм, который называется «Парк советского периода» – это такой как бы «санаторий» 9-го управления 70-х годов, куда можно купить путевку, поехать и почувствовать себя вот в этой стране мечтателей, стране героев. Но то, что хорошо для сатирической комедии, не всегда хорошо для реальной жизни. Поэтому я здесь повторю: важно чувство меры. Если будет создано такое учреждение – ну, конечно, программно им поможем…

 Корреспондента «Красного знамени» заинтересовал вопрос, какой подарок из числа полученных во время визита г-н Швыдкой считает самым ценным.

– Вы как бы задаете вопрос мне, как задают детям: «Вы кого больше любите – папу или маму?» Все подарки ценны бесконечно! Я знаю, что моя жена с наслаждением примет пепельницу из капа, потому что она курящая женщина и для нее такая пепельница – это большой подарок. Для меня, как человека выпивающего, очень ценна бутылка, которую мне подарили в краеведческом музее. Пимы подарили в размер – тоже замечательная вещь! На самом деле, я сказал: ничего не дарите, дайте мне много литературы, потому что я понял, что я плохо представляю себе историю коми народа…

Вечером того же дня Михаил Швыдкой со свитой вылетел в Москву.

Борис Суранов

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!
Рада (11.08.2006, 10:11:51)

Вот для таких гостей и делают туристкую зону в Воркуте...

После сытой и пьяной VIP-жизни - на нарах самое то взбодриться ...помои на обед, решётки на окнах, сортир под нарами...К нам бы тогда весь московский бомонд попёр в Коми за экзотикой...а при освобождении белые медведи с пимами и водкой встречают паханов.

Идея-то зелёно-золотая у Шпектора...Если хотят покупать у туземцев бусы, то надо им сделать и туземцев, и бусы:)))


Рад (09.08.2006, 18:43:37)

"Вот я сейчас был в Коми – не в коме, а в Коми..."
Швыдкой на "Эхе Москвы" обосрал дороги в Коми, про Рудольфа сказал - "замечательный мужик по фамилии Рудольф - это не имя, а фамилия, немец, попавший, понятно, из Воркуты туда...". Текст здесь: http://echo.msk.ru/programs/exit/45376/


Рада (09.08.2006, 11:10:32)

Кстати, пимы, водка и пепльница вполне достойные подарки для ихнего министерства культуры от нашей культуры:)))) Что-то такое Швыдкой, видно, почувствовал и попросил для приличия какую-нибудь книгу сверху всё это прикрыть, наверное, потому что был не совсем выпивши:))))))


Ну што ж ты, телеоператор (07.08.2006, 23:07:49)

"...один из телеоператоров, выбирая ракурс для съемки в тесном коридоре центра народных ремесел, случайно заехал камерой в ухо главе РК. Удар оказался не сильным."


Математик (07.08.2006, 18:09:35)

Хм, да вроде нетрудно было обогнуть Рожкина... Он против не был показать какой кофе пьют (или не пьют) гости. Нескафе. Маленькая жестяная банка. Невкусно. Хотя, после сура накануне.... Может и пофиг.


Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть