RSS

Писатели завершили пятилетку

Головокружения от успехов нет

Поэт Андрей Расторгуев отобрал-таки микрофон у писателя Александра Клейна.

Поэт Андрей Расторгуев отобрал-таки микрофон у писателя Александра Клейна.

В минувшую пятницу, 17 декабря, в Сыктывкаре состоялся 11-й съезд Союза писателей Республики Коми (СП РК), в ходе которого констатировалось: за прошедшее со времени предыдущего съезда пятилетие не стало девятерых членов союза, бюджетного финансирования творческой организации и уважения к ней со стороны чиновников.

За день до съезда на общем писательском собрании в малом зале сыктывкарской администрации в союз принимали новых членов, затем – уже в большом зале – состоялся литературный вечер, после которого напряжение предсъездовского дня писатели Коми сняли за накрытыми в столовой муниципалитета столами.

На следующий день в своем обращении к съезду Глава РК Владимир Торлопов, поведав делегатам о хорошо известной им истории писательской организации Коми и поставив задачу «раскрыть перспективы будущего», по сути, предложил писателям пособничество в избавлении общества от мук совести. Выразив надежду, что с помощью писателей «мы, наконец, прекратим заниматься историческим самоедством», г-н Торлопов прозрел в будущее, в котором «миллионы наших соотечественников, людей старшего поколения, честно проработавших по 30-40 лет на стройках коммунизма, осваивавших север, целину, ковавших щит и меч родины, вернувшихся живыми из окопов войны, перестанут терзать себя вопросом: правильно ли они прожили свою жизнь».

Сменившая за кафедрой главу председатель Союза писателей РК Елена Козлова отчиталась за пятилетку, творческих усилий в которой, впрочем, оказалось меньше, чем «борьбы за сохранение нашей организации». С января 2003 года финансирование СП РК из республиканского бюджета было прекращено, аппарату союза почти полгода задерживали зарплату, затем всем предложили уволиться и написать заявление о приеме на работу уже в Республиканский дом творчества. С тех пор руководство Союза писателей РК, не потерявшего, впрочем, юридического лица, справляет его дела на общественных началах, жалованье получая уже в качестве работников дома творчества.

Г-жа Козлова, кроме прочего, говорила об унизительно низких ставках авторских гонораров за работу над «социально значимыми» произведениями, об удручающей ситуации с распространением этих самых произведений, о фатальном уменьшении количества литературы на коми языке. Председатель СП РК, правда, обнадежила «коллег по цеху» сообщением о том, что руководство республики обещало подумать и о повышении ставок, и об оптимальной схеме книгораспространения.

Как и следовало ожидать, наиболее интересными на съезде были прения.

«Ой, блин, вообще…» – среагировала поэтесса Надежда Мирошниченко на приглашение «спикера» съезда, поэта Андрея Расторгуева, выступить с речью. Объяснив присутствующим, «в чем сила нашей организации», г-жа Мирошниченко обозвала дурой японку Хакамаду и издевательски призналась в любви к евреям. «Я уже вынуждена так везде говорить, потому что это единственный народ, который совершенно нагло и безапелляционно заявляет о своих правах всем народам мира. Везде они обижены, везде им кто-то чего-то выплачивает и везде они доказывают это юридически», – так же, как любимые ею евреи, безапелляционно заявила поэтесса. Подразумевая, как можно было понять, обязанность отечественных «правителей» заплатить тем, кто совершенно бесплатно осваивал Север в известные времена.

Энергичного поэта-женщину сменил поэт-мужчина Александр Суворов. Отметив с сожалением, что «чиновники нас не любят, не уважают», он предложил несколько неожиданный способ повышения писательского авторитета – «везде публиковать информацию о писательской организации». Говоря о равнодушных чиновниках, г-н Суворов, возможно, был не вполне искренен, поскольку летом этого года деятельно участвовал в «творческом десанте», прокатившемся по реке Печоре до Нарьян-Мара при содействии этих самых чиновников. Здесь же, на съезде, кстати, и Глава РК, и министр культуры и национальной политики РК Мария Кузьбожева еще раз подтвердили готовность организовывать и направлять в глубинку «десанты» и впредь.

Ярких выступлений на съезде было множество. Некоторые из них – к примеру, речь писателя Александра Клейна – остановить было затруднительно. Г-ну Расторгуеву далеко не с первой попытки и при дружеском сочувствии зала удалось отобрать микрофон у одного из живых классиков литературы Коми.

Поэтесса Галина Бутырева, говоря о двух «народных авторах», чьи произведения решено было опубликовать в редактируемом ею журнале «Арт», с сожалением отметила, что одного из них уже нет в живых. «Да жива она, жива!» – закричали из зала. «Да? А мне, когда рукопись принесли, сказали, что умерла, – ничуть не смутившись, сказала г-жа Бутырева и добавила: – Ну, стало быть, долго жить будет…»

Из конкретных, по делу, выступлений в прениях можно было выделить, пожалуй, эмоциональное выступление драматурга Любови Терентьевой, которой писатели даже позволили нарушить регламент, поскольку речь она вела о том, в чем все присутствовавшие были заинтересованы кровно – о продвижении их книг к читателю.

После обеденного перерыва состоялись выборы руководства Союза писателей РК. Без каких-либо эксцессов председателем организации была вновь избрана Елена Козлова. В новом правлении СП РК из девяти его членов шестеро – из прежнего состава. Кроме того, почетным пожизненным членом правления избран Геннадий Юшков.

День закончился вновь в столовой горадминистрации, где писателей принимал первый заместитель сыктывкарского мэра Анатолий Чуткин. По оценке г-жи Терентьевой, на писательской вечеринке «было очень мило».

Андрей Влизков

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть