RSS

Феликс Марков: «В Усинск приезжают для того, чтобы уехать»

В прошлую пятницу, 22 сентября, на заседании правительства РК глава Коми Владимир Торлопов публично объявил о предстоящей отставке мэра Усинска Феликса Маркова, поблагодарив его за проделанную работу. Г-н Марков перебирается на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, где ему предложена новая работа – в должности первого заместителя постоянного представителя РК в Северо-Западном федеральном округе. «Я не ухожу, а отбываю для прохождения дальнейшей службы», – отрапортовал уходящий мэр на заседании кабинета министров. А днем раньше, 21 сентября, г-н Марков дал эксклюзивное интервью корреспонденту «ЗЖ».

Марков

Марков Феликс Олегович.
Родился 17 февраля 1962 года в городе Боровичи Новгородской области.
В 1981 году закончил Боровичский автомобильно-дорожный техникум, в 1990-м – Ухтинский индустриальный институт, в 1996-м – Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Кандидат технических наук.
В 1981-83 гг. служил в Вооруженных силах СССР.
В 1983 году начал трудовую деятельность в Усинске мастером дорожно-строительного управления. Работал прорабом, начальником участка, председателем кооператива.
В 1994 году назначен руководителем Управления автомобильных дорог Усинска.
В 1996 году стал первым заместителем главы администрации Усинска.
С 21 января 1999 года – глава администрации Усинска.
2 марта 2003 года всенародно избран главой МО «Город Усинск».
Женат. Имеет троих детей.

Фото Бориса Суранова.

– Вы уже окончательно определились со своим новым местом работы? Глава РК берет вас к себе в питерское представительство?

– Да, думаю, что все будет нормально. Вчера вот (в среду, 20 сентября – «ЗЖ») еще раз мы с главой встречались, обговаривали уже такие, чисто технические вопросы: по поводу сроков, самой формы. Оказывается, прецедентов досрочного сложения полномочий всенародно избранных глав муниципалитетов еще не было. Там особый порядок

– Какой, кстати?

– В общем-то, у нас в городском уставе все это прописано. В случае отставки моим же распоряжением возлагаются обязанности мэра на моего первого заместителя.

– Что можете сказать о своем будущем преемнике?

– Виктор Абмаев – человек, который должен устроить всех – от менеджмента «ЛУКОЙЛа», потому что он пришел оттуда, до рядовых жителей Усинска, поскольку проработал здесь более 20 лет, еще со времен «Коминефти».

– Нужно ли согласие городского совета?

– На исполнение обязанностей – нет. И при сроках до полугода до выборов досрочные выборы не назначаются.

– Когда вы передаете свои полномочия г-ну Абмаеву?

– О сроках договорились на середину октября. На 13 октября я запланировал отчет перед городским собранием и руководителями предприятий, после чего официально передам дела Абмаеву.

– У вас квартира в Питере?

– В пригороде Питера, в Пушкине. Еще лет восемь назад удалось вступить в долевое участие.

– Какова подоплека вашей отставки с поста мэра? Ходят разные версии.

– Четыре года назад, перед выборами я заявил, а после выборов подтвердил, что не намерен выдвигаться главой администрации на следующий срок. Специфика Усинска такова, что туда приезжают для того, чтобы уехать. Никто не приезжает туда, чтобы умереть там и на погост отправиться. Я в свое время приехал на три года, а вот уже 24-й пошел. Это – корневая причина. Второе – так получилось, что все дети, включая самого младшего, сейчас в Питере, уже два года.

– Семью начали перевозить заранее?

– Так получилось. Старшие дети уехали на учебу уже давно…

– Первые разговоры о том, что вы перебираетесь в Питер, начались сразу после победы Владимира Торлопова на выборах главы РК в 2001 году. Вас же считали человеком Спиридонова…

– Я был не просто человеком Спиридонова, я был человеком легитимной власти. Я понимал, что, прежде всего, должен служить тем людям, которые меня избрали, а во-вторых, с учетом их интересов, выстраивать отношения с властью региональной – той, которая сегодня действует легитимно. Тогда, когда действовал Спиридонов, я на выборах главы РК сделал все, чтобы Спиридонов выиграл. И по Усинску он выиграл…

– А потом в том же Усинске, баллотируясь в госсовет РК, он проиграл.

– Когда Спиридонов в 2003 году баллотировался в госсовет, я его предупредил, что так же, как и в его бытность, буду поддерживать ныне действующую власть. Торлопов же тогда сделал ставку на других кандидатов от Усинска, в том числе – на Муляка (Владимир Муляк, генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – «ЗЖ»). И я Спиридонова об этом предупредил и работал на выборах в пользу Муляка с открытым забралом. Никаких иллюзий у Спиридонова по этому поводу быть не могло.

– Но ведь наверняка были.

– Поначалу – да. А сейчас у нас – нормальные отношения. А, кстати, с Торлоповым у нас сложились отношения так. После того, как по Усинску выборы главы РК выиграл Спиридонов, в то время как по всей республике – Торлопов, мы с ним еще до инаугурации встретились по его же, кстати, инициативе, и Торлопов предложил мне завершить борьбу и перейти к работе, с чем я согласился. Так мы и выстроили с ним нормальные, рабочие, конструктивные отношения. Кстати, я отдаю должное Торлопову в том, что он, вопреки разного рода наущениям со стороны его окружения, сумел оказаться выше интриг, стремлений преследования, и мы нормально работали.

– В качестве одной из версий вашего ухода с поста мэра Усинска называют ваши взаимоотношения с компанией «ЛУКОЙЛ». Ведь не секрет, что до прихода компании, при Спиридонове, в Усинске лоббировались интересы других нефтяных структур, совсем не дружественных «ЛУКОЙЛу».

– Я считаю, что всему свое время. Нельзя разворачивать Историю. Нужно любые события и действия оценивать в том отрезке времени, в котором они происходили. Через призму сегодняшних отношений нельзя анализировать действия Спиридонова. Он правильно действовал тогда. Тем более, что вот такой гигант, который пришел работать на территорию республики, как «ЛУКОЙЛ», должен был выучить хотя бы имя-отчество ее главы. А они еще путались года два…

– Правда, что в то время со стороны «ЛУКОЙЛа» предпринимались попытки лишить вас должности мэра?

– Да, были. Но, если точнее, не от имени «ЛУКОЙЛа», а с его подачи. Но транслировал их мне тот же Спиридонов. Когда решил, что он достаточно их (менеджмент «ЛУКОЙЛа» – «ЗЖ»), скажем так, адаптировал к республике, ему меня обозначили как помеху на пути развития компании. Я также пытался их встроить в Усинск, объяснял, что их задача – добывать нефть, и не нужно вмешиваться в деятельность городского хозяйства так, как они привыкли это делать в моногородах, в том же Когалыме. У них было такое мнение, что они лучше всех знают, в чем наше счастье. И как «америкосы» – носители демократии во всем мире – так «ЛУКОЙЛ» считал себя носителем счастья для всех нас.

– Появление в любом регионе крупной компании уровня «ЛУКОЙЛа» сопровождается переделом собственности, а порой и кровопролитием. Но на моей памяти всего один скандальный случай, связанный с допуском к попавшему в собственность «ЛУКОЙЛа» магистральному нефтепроводу мелких нефтедобывающих компаний. Или были еще?

– Там, кстати, тоже не так все было однозначно. «ЛУКОЙЛ» перешел на транспорт «сухой» нефти, то есть отделял воду и газ непосредственно на месторождениях. Чего и требовал от других участников транспортировки нефти. «Колванефть» в силу разного рода причин не могла довести свою нефть до необходимой кондиции, на основании чего «ЛУКОЙЛ» эту компанию отсекал от трубы. Кстати, сейчас, с появлением «Роснефти», «ЛУКОЙЛ» уже не может считать себя монополистом на рынке, и этот фактор также положительно влияет на баланс сил в Усинске. Никто никого не трогает.

– Вы берете с собой в Питер кого-либо из своей усинской команды? Или все остаются на местах?

– Вообще, дольше всего меня удерживала в Усинске как раз таки необходимость спокойной, без истерик, передачи власти. Считаю, что у нас на территории сегодня создана нормальная, дееспособная структура местного самоуправления. Никаких революций и потрясений для города мне бы не хотелось. Я очень долго и тщательно подбирал себе первого заместителя и сейчас вот подобрал. Он всего полгода проработал в администрации, а по своему опыту я знаю, что, придя с производства, нужно время для того, чтобы понять специфику работы, и сейчас как никогда важна роль членов моей команды, которые должны помочь Виктору Степановичу (Абмаеву – «ЗЖ») вжиться и адаптироваться к его сегодняшней должности.

– А почему вы не воспитали в качестве преемника женщину? У вас же еще два заместителя в юбках…

– Безусловно, и Марина Викторовна (Худозарова – «ЗЖ»), и Ольга Борисовна (Чужмарева – «ЗЖ») могли бы. Но при всем уважении к женщинам у меня есть основания…

– Мешки же таскать не надо!

– Не надо, но женщины все-таки больше подвержены эмоциям, чем мужчины. А здесь требуется более холодная голова.

– Почему в последнее время в Усинске так жидко отмечают праздники? Ни тебе верок сердючек, ни салютов в виде нефтяных вышек… Раньше Усинск зажигал. Или ваше чемоданное настроение распространилось и на праздники?

– Да потому что праздники тогда шли чередой: юбилей республики, юбилей «ЛУКОЙЛа», юбилей нефтяной отрасли, юбилей Усинского района, юбилей самого города. Но юбилеи закончились…

Беседовал Борис Суранов

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть