Свежий выпуск | Мурзилка | Архив | Документы | Фотоальбом |
Яг-Морт поменял обликна «Фестивале премьер»В минувшую субботу, 29 апреля, заключительным концертом отгремел 16-й фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Форум потерял в объеме, но прибавил в качестве. Прошедшая «Сыктывкарская весна» стала, как и задумывалось организаторами, «Фестивалем премьер».
Традиционно цена билетов на фестивальные концерты была более чем приемлемой: от 80 до 150 руб. на обкатанный спектакль и 150-350 руб. на премьеру. «Яг-Морт» значился в программе фестиваля как премьера. Яков Перепелица положил на музыку народную сказку о Яг-Морте в 1961 году. Через историю любви автор хотел в том числе обратить внимание зрителя на красоту коми фольклора. В последний раз увидеть «Яг-Морта» на сцене можно было в 1988-м. Неудивительно, что в заполненном почти до отказа зале театра витала атмосфера ожидания с привкусом ностальгии. Средний возраст зрителя зашкаливал за пятьдесят. Некоторая интрига заключалась еще и в том, что прошлые постановки «Яг-Морта» были, строго говоря, не балетом, а, скорее, неким синтетическим действом. Теперь же анонсировался именно балет. Самые громкие аплодисменты сорвал Антон Вальдбауэр в роли Тугана. Хорошая техника, безусловно, – одно из свидетельств мастерства. Но – не единственное. Бывает, что одна голая техника как бы ставит барьер между артистом и его персонажем, в которого нужно заставить зрителя поверить. Визави Вальдбауэра по спектаклю Наталья Супрун (невеста Тугана Райда) – сама легкость. Ангел во плоти. Знамя сил Добра. Роман Миронов в роли Яг-Морта не поразил зрителей виртуозными пируэтами, но с самого начала подкупил грацией, вдохновением и нелубочным воплощением образа. Это не простоватый сказочный Леший: перекрестился и иди себе дальше! Новый Яг-Морт – образец высокой готики. Подстать Яг-Морту его «подруга», колдунья Ёма (Галина Лапшина). Вершина сценического воплощения сил Зла – в начале второго действия. Публика загипнотизирована: внимает отменному (и по хронометражу, и по качеству) минорному музыкальному фрагменту. На сцене – Яг-Морт, Ёма и сонм кикимор. Музыка и танец генерируют мощные волны холодного инфернального эротизма. Обращает на себя внимание хореографический рефрен, повторенный в спектакле дважды: звериный хоровод вокруг Оксы (заслуженный артист РК Сергей Сватов), держащего над головой большой круглый щит. Семантика очевидна: это традиционный охотничий календарь коми-зырян. В повседневной жизни он указывает охотнику, на какого зверя пора идти. В широком смысле символизирует вечный круговорот вселенной и отражает ориентацию сознания на мифологические структуры, т.е. на ту же «вечность». Роль Мады, жены Оксы, сыграла Ольга Мальцева. Постановку осуществил Борис Мягков. Дирижер – Александр Дмитриев. Он же стоял за пультом в следующий вечер. Кого-либо из представителей политического олимпа республики на премьере замечено не было. Вообще, стоит сказать, что по сравнению с прошлыми годами фестиваль лишился налета «светской тусовки». Вторник, 25 апреля, был на фестивале днем Вольфганга Моцарта. Опера-комедия «Свадьба Фигаро» – одна из вершин творчества австрийского гения, и обращение именно к этому произведению объяснимо. Перед спектаклем радиоголос Ии Бобраковой поприветствовал собравшихся «на нашем радостном концерте», напомнил о юбилее композитора, рассказал о данном произведении, а также представил действующих лиц и исполнителей, сообщив напоследок: «Режиссер-постановщик – Ия Бобракова». Заглавную партию исполнил 26-летний бас-баритон Мариинского театра Эдуард Цанга, уроженец Сыктывкара и выпускник местного Колледжа искусств. По собственному признанию г-на Цанги, «Свадьба Фигаро» – его любимая опера. Партию невесты Фигаро Сюзанны с блеском исполнила Ольга Сосновская, бесспорная фаворитка публики, если судить по заключительным аплодисментам. Петербуржцы Цанга и Сергей Романов (Граф Альмавива) придерживались канонического (на итальянском) исполнения, а Ольга Сосновская и Елена Лагода (Графиня) «отвечали» своим визави по-русски, что поначалу вызывало легкое ощущение шизофрении. В сцене суда «итальянец» Фигаро вдруг «обнаружил» неплохое знание русского: «Я никогда на ней не женюсь!». Зал оценил спонтанную находку. В том, что это была импровизация, певец признался на пресс-конференции, состоявшейся днем позже в агентстве «Комиинформ». «После этого некоторые артисты забыли текст», – добавил г-н Цанга, рассказавший журналистам и о личной жизни. Супруга Анна – скрипачка оркестра того же Мариинского театра. В июне ожидается пополнение семейства. Причем имя у еще не родившегося мальчика уже есть: Валентин. «Я счастлив!» – заключил г-н Цанга. Ни один концертный вечер не пропустил давний «друг фестиваля» Карл Файл. «Зырянская жизнь» для автоторговца из Баварии началась в далеком уже 1995-м, когда большой и добродушный немец пленился нашим хлебосольством. С тех пор г-н Файл, по его собственным словам, в последнюю декаду апреля откладывает все дела, какими бы важными они ни были, и едет на «Сыктывкарскую весну». Среди собственных музыкальных предпочтений г-н Файл назвал Петра Чайковского, а также добавил, что на нашей премьере оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» услышал «нотки Вагнера». На вопрос корреспондента «ЗЖ», чем же именно так очаровал его наш «Тулыс», г-н Файл, не задумываясь, ответил, что наши артисты, как никакие другие в мире, «живут театром и в театре». Г-н Файл уверен также в том, что звучащая в его автосалоне музыка помогает ему продавать автомобили: «Мои клиенты уже знают голоса Ольги Сосновской и Елены Лагоды». В среду, 26 апреля, состоялась еще одна премьера. Во всяком случае для местной публики. В основе музыкальной притчи «Pieta» – поэма ХIII века «Stabat Mater Dolorosa», сочинение монаха-францисканца Якопоне да Тоде. Музыку написал в 18-м веке Джованни Перголези. Эту постановку Ольги Ивановой уже оценили (в начале апреля) на мадридском фестивале «Arte Sacro». Светская трактовка изначально религиозного произведения придала ему более широкий философско-этический смысл. В заглавных партиях – Татьяна Ханенко (сопрано) и Людмила Максумова (меццо-сопрано). Им аккомпанировали женский хор и камерный оркестр. Дирижировал Игорь Сукачев. Он же стал за пультом камерного оркестра во втором отделении. В антракте зрители переспрашивали друг у друга название инструмента, который им предстояло увидеть и услышать. Терминвокс изобретен в 1919 году французом русского происхождения по фамилии Термин. Инструмент нельзя отнести к какой-либо конкретной группе по способу звукоизвлечения. Со стороны это выглядит как манипуляции музыканта в воздухе между антеннами с двух сторон среднего по размеру прямоугольного корпуса. Примерно до 1940-х годов терминвокс пользовался некоторой востребованностью у музыкантов. С середины столетия – почти забыт. Иногда импровизировали на терминвоксе лишь рок-музыканты да авангардисты. В настоящее время в мире насчитывается около десятка исполнителей уровня нашей гостьи Олеси Ростовской, т.е. не импровизаторов, а музыкантов, адекватно передающих тональное содержание академических партий. Прозвучали сочинения разных эпох. Например, «Ария ре-мажор» Иоганна Себастьяна Баха и «Аэрофоническая сюита № 1» Джозефа Шилленгера. В знаменитой «Ave Maria» Франца Шуберта партия г-жи Ростовской развивалась на фоне «крадущегося» пиццикато пиано. Казалось, дух немецкого романтика был здесь, в этом зале… Заключительный пассаж из «Соловья» Александра Алябьева исполнили на бис. Музыканты с удовольствием играли бы еще, – таков был энтузиазм публики. Михаил Казанцев КомментарииВозможность размещения новых комментариев отключена! "Зырянка была газетой читателей – и только нам и решать, быть ей или нет." 8 мая последний раз выходит газета «Зырянская жизнь». Власти дожали интересную и самую последнюю независимую газету республики. |
|
RSS-канал Последние комментарии к статьям
RSS-канал Комментарии к статье «Яг-Морт поменял облик»