RSS

Порука с посредником

обернулась для республики потерей 30 миллионов рублей

Как стало известно «ЗЖ», Москва лишила Республику Коми более 30 миллионов дотационных рублей, предназначавшихся «на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета». Лишенцем наш регион стал благодаря бюджетной ссуде, взятой еще в сентябре 1997 года под поручительство прежнего правительства РК обанкротившимся недавно акционерным обществом «Лесопромышленная группа «Комилес». И не вернувшим ее. Нынешнее правительство Коми не желает платить по счетам старой власти, а потому готовит документы для обращения в Высший арбитражный суд РФ, чтобы оспорить соответствующий приказ Минфина России.

Схема процветания

Для чего вообще харизматическим лидерам прежней власти понадобилось создавать посредническую лесопромышленную контору, каковой, по сути, являлось ОАО «ЛПГ «Комилес»? И почему нельзя было обойтись без злополучной бюджетной ссуды?..

В августе 1996 года на коллегии Министерства промышленности, транспорта и связи РК при обсуждении «кризисных явлений в отраслях лесопромышленного комплекса» обреченно констатировалось: «малоэффективна роль региональных коммерческо-посреднических структур в активизации сбыта лесопродукции за пределы Коми». Сопровождалась констатация совершенно упаднической информацией – о том, что более половины предприятий отрасли завершили полугодие с убытками, что их кредиторская задолженность превысила 1,5 триллиона рублей (понятно, старых еще – до дефолта), а задолженность по зарплате – более 100 миллиардов.

15 октября того же года руководивший в те времена республикой Юрий Спиридонов распорядился создать компанию по управлению лесоперерабатывающими и лесозаготовительными предприятиями. Министерству имущества и приватизации РК, Фонду реализации программы развития экономики РК предписано было внести в уставный капитал компании имевшиеся в распоряжении республики акции «Мезеньлеспрома», «Печорлеспрома», Сыктывкарского ЛДК, Жешартской лесоперевалочной базы и Жешартского же фанерного комбината. Со стороны «частников» всерьез заинтересовались проектом две достаточно крупные московские организации – торговые посредники «Росэкспортлес» и «Лесторгтранс», оплатившие четвертую часть уставного капитала создававшейся компании. Северный Народный Банк, подавший сначала заявку на учредительство, был настроен, видно, не столь серьезно – долю свою оплачивать не стал и остался не у дел (о чем, вероятно, сегодня не жалеет).

Наконец, 25 февраля 1997 года было зарегистрировано ОАО «Лесопромышленная группа «Комилес». Учредителям представлялась следующая триумфальная схема процветания: подконтрольные им предприятия рубят и пилят «теплое золото», а «Комилес», обеспечивая взаимодействие заготовителей и переработчиков, выходит с готовой продукцией на рынок. Затем распределяет полученные доходы сообразно вкладам участников ЛПГ. Годовой оборот, по расчетам оптимистов «Комилеса», должен был достигать 160 миллиардов тех еще рублей. Свои посреднические услуги ЛПГ оценивала тогда в 1,5% с внешнеторгового оборота. Текущая деятельность компании (зарплата, аренда помещений, телефоны и проч.) оценивалась примерно в 250 млн. рублей.

Казалось, было с чего начинать. Контроль над любым из подлежавших вовлечению в холдинг предприятий был обеспечен за счет соответствующих пакетов акций, оказавшихся в распоряжении «Комилеса» благодаря генеральному учредителю – правительству РК. На Сыктывкарском ЛДК (СЛДК) холдинг управлял 29% акций, 35-процентная доля дышавшего на ладан комбината принадлежала Фонду реализации программы развития экономики РК. Жешартская лесобаза была под контролем «Комилеса» на 50%. Кроме того, частный «Лесторгтранс» имел льготы по ж/д перевозкам и завод в Ярославле по доработке пиломатериалов (сушка, торцевание и упаковка досок). Акций находившегося в предбанкротном состоянии АО «Мезеньлеспром» – основного, как мыслилось, поставщика пиловочника переработчикам – в уставном капитале «Комилеса» было всего 5,9%. Его генеральный директор, известный в те годы по наделавшему немало шума учреждению «Мезеньлеспрома» Валентин Касьян, был официальным автором идеи холдинга. Он и был назначен руководителем ОАО «ЛПГ «Комилес».

В том числе из-за его скандальной славы продуманная схема не заработала.

Ссудный день

Сыктывкарский ЛДК не захотел участвовать в «Комилесе». Без этого звена холдинг полноценно существовать не мог – на серьезные заработки можно было рассчитывать только с переработанной древесиной и в приличных объемах. Какое-то время «Комилес» пробавлялся продажей «мезеньлеспромовского» сырья и жешартской лесопильной продукции. Но в августе 1997 года все же заполучил СЛДК – объединив голоса, «Комилес» и Фонд реализации программы развития экономики РК через совет директоров комбината сменили его руководителя. Новому руководителю, Сергею Чирухину, волей-неволей пришлось подписать соглашение о совместной деятельности в лесопромышленной группе.

Механизм вроде заработал, однако результаты работы холдинга обескураживали – вместо ожидавшихся 160 миллиардов оборота выходило не более 10 в месяц. Ко всему прочему понизились объемы лесозаготовок, перерабатывающие мощности загружались не вполне, и себестоимость продукции повышалась до нерентабельной. СЛДК не мог расплачиваться за поставки древесины, и «Комилес» просто заставлял «Мезеньлеспром» отправлять сырье, не имея твердых гарантий по оплате.

Чтобы схема не разомкнулась, надо было что-то предпринимать. Тогда в сентябре 1997 года и была взята бюджетная ссуда в размере 19 млрд. рублей «для создания межсезонных запасов древесины, сырья, топлива». Под поручительство правительства РК.

Короткое размыкание

12 миллиардов сразу направили безденежному «Мезеньлеспрому» – лишь бы тот продолжал отгружать лес переработчику. Но вливания не помогли.

28 января 1998 года в «Мезеньлеспроме» было введено внешнее управление. А уже на следующий день случилось нечто непонятное – Фонд реализации программы развития экономики РК по указанию руководства республики продал свой пакет акций СЛДК московскому «Межкомбанку». Контроль над комбинатом был потерян, чем не преминул воспользоваться г-н Чирухин. В одностороннем порядке он прекратил совместную с «Комилесом» деятельность и скоро дискредитировал идею посреднического холдинга, заключив договор о поставках сырья с «Мезеньлеспромом» напрямую…

У сменившего г-на Касьяна в апреле 1998-го Владимира Бондаренко воспоминания о том периоде довольно тягостные. Чтобы «вытащить» хотя бы часть из «зависших» в «Мезеньлеспроме» и на Сыктывкарском ЛДК средств, пришлось, как он говорит, 33 килограмма крови потерять. Ценой этой и других потерь в начале 2000 года ОАО «ЛПГ «Комилес» смогло вернуть федеральному бюджету лишь часть заемных средств (пусть и большую) – 10 миллионов 440 тысяч рублей (уже новыми) плюс 5 млн. 340 тыс. 712 рублей по процентам. Оставшиеся 8 млн. 560 тыс. рублей (проценты – 1 млн. 385 тыс.) «Комилес» недобрал. И был, что называется, поставлен Минфином России «на счетчик».

Некогда активно создававшие холдинг поручители в этой ситуации повели себя неадекватно. По словам Владимира Бондаренко, весной 2000 года «юристы родного Минфина» отыскали в договоре поручительства пункты, согласно которым если Минфин России в течение года не предъявляет претензий по выполнению финансовых обязательств, то договор поручительства теряет силу. Это и было заявлено гендиректору «Комилеса».

На счетчике

На невозвращенную часть долга с того времени «накапала» гигантская сравнительно с ней сумма штрафов за несвоевременный возврат ссуды – 20 млн. 822 тыс. 265 рублей. Общий долг составил, таким образом, 30 миллионов 767 тысяч 266 рублей 18 копеек. Тех самых, которые не были перечислены республике Москвой.

Министерство финансов Коми в своем ответе на соответствующий запрос «ЗЖ», совсем как прежнее правительство РК, ссылается на то, что договор поручительства утратил силу в 1999 году. В казенных строках об этом, как ни парадоксально, есть чувство. Это чувство обиды. Между тем обижаться действующему правительству РК следует в том числе и на себя.

Владимир Бондаренко не раз официально предлагал правительству законный способ избавиться по крайней мере от 20-миллионного бремени штрафов.

Поскольку при создании холдинга из 12 млн. акций его уставного капитала 4 млн. 250 тысяч оплачены не были, то, чтобы не списывать их, решено было открыть дочернюю компанию лесопромышленной группы – ОАО «Комилес». Уставный капитал «дочки» как раз и составили неоплаченные акции. А позже, когда банкротство ОАО «ЛПГ «Комилес» стало слишком очевидным (решение о несостоятельности вынесено Арбитражным судом РК 19 августа 2003 года), туда же был переведен и весь бизнес холдинга. В 2002 году, когда ЛПГ еще существовала, г-н Бондаренко уже как генеральный директор ОАО «Комилес» предлагал правительству РК «переменить участь» холдинга, сделав его должником Минфина Коми, а не России. Для этого требовалось изыскать в республиканском бюджете средства на оплату основной части долга ЛПГ «Комилес» в срок до 1 октября 2002 года. В этом случае, согласно постановлению правительства РФ № 357, штрафы и пени с должника могли быть списаны в полном объеме. Возврат уже республиканского долга, сокращенного на две трети, по утверждению Владимира Бондаренко, взялось бы обеспечивать ОАО «Комилес». За которое для надежности предлагалось замолвить политическое и, конечно, выгодное для «нового» «Комилеса» словечко на Сыктывкарском ЛПК – чтобы получить квоту на поставку балансовой древесины комбинату.

Ничего из этой затеи не вышло. Может быть, потому, что в правительстве элементарно засомневались в чистоте помыслов новой компании со старыми посредническими наклонностями.

Андрей Влизков

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть