RSS

А вы бы стали увековечивать память товарища Морозова?

В Сыктывкаре, рядом с особняком, в котором жил первый секретарь Коми обкома КПСС Иван Морозов, воздвигается еще один памятник партийному лидеру, правившему республикой 22 года, – точная копия его межадорского родового дома.

Юрий Семуков, пенсионер (в 1982-1990 годы – первый секретарь Корткеросского РК КПСС, секретарь Коми ОК КПСС, председатель президиума Верховного Совета Коми АССР):

– Обязательно. Он был у руля республики 22 года и не испортился – каким был простым и порядочным человеком, таким и остался до конца дней своих. И при нем республика расцвела. Расцвела настолько, что ее уже лет пятнадцать подряд разваливают и все никак не могут развалить. Ивана Павловича Морозова можно поставить в ряд таких людей коми народа, как Питирим Сорокин, Иван Куратов. Такие люди в любом народе рождаются редко.

Михаил Рогачев, учитель, председатель правления сыктывкарского общества «Мемориал»:

– Вообще каждый человек имеет право на память. Но за счет государства? Я бы не стал возводить музей Ивана Павловича Морозова в центре города за казенный счет. Лично я его не знал и знать не мог. Поэтому как о человеке мне о нем судить сложно. Я просто не стал бы создавать музеи и памятники политическим деятелям столь недавнего прошлого. В том числе и Ивану Павловичу Морозову. Не нам и не нашему поколению дано судить об их действительных и мнимых заслугах… Кстати, по моему личному мнению, эта мемориальная изба в самом центре города, в исторической его части, честно говоря, смотрится довольно дико. И с архитектурной точки зрения, и, в общем, с музейной тоже.

Александр Сметанин, директор Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН:

– Вне всякого сомнения. Это один из самых выдающихся деятелей истории Коми края и вообще истории России. При Иване Павловиче экономический, социальный, культурный потенциал стал принципиально иным, чем был до него. Другое дело – создание копии дома Ивана Павловича. Это, наверное, дискуссионный вопрос.

Протоиерей Георгий (Козак), настоятель строящегося храма апостола Андрея Первозванного станицы Новотиторовская Краснодарского края (в 1973-1984 годы – настоятель Свято-Казанского храма Сыктывкара):

– Я считаю, что этот человек достоин того, чтобы о нем помнили. В те времена православной церкви во всем чинили препятствия. В Коми же совсем другая жизнь была. Никто бы тогда не посмел взять и сделать капитальный ремонт приходского храма, а мы в 1978 году его сделали, и, слава Богу, никто не пострадал. И многое другое нами было сделано, когда Морозов руководил республикой.

Петр Столповский, писатель:

– Нет, не стал бы. Не стал бы сотворять очередного кумира. Нехорошо это, я бы сказал, неприлично. Есть улица имени Ивана Павловича, есть музей, фонд его имени. Этого разве мало? Если окончательно утратить чувство меры, то не станет ли следующим шагом переименование одного из городов? У нас ведь в этом деле богатейший опыт. По таким вопросам надо чаще с людьми советоваться, а не только с ностальгически настроенными «могучими кучками».

Вера Скоробогатова, заместитель Главы РК, председатель оргкомитета по празднованию юбилея со дня рождения Ивана Морозова:

– Я по долгу службы выполняю решение по увековечению памяти Морозова. Решение было принято до меня соратниками Ивана Павловича и фондом Морозова. Мы прекрасно понимаем, что дом – это как некий повод, в большей же степени это увековечение всей эпохи Морозова, руководившего республикой более 20 лет. Период его руководства – история нашей республики, история хороших достижений – больших строек, начало нефтяных, газовых месторождений. Я полагаю, что в этом доме будет развернута экспозиция советской эпохи, будет что-то типа филиала Национального музея республики, который будет характеризовать эпоху Морозова.

Иван Кулаков, председатель Госсовета РК:

– Всегда есть какая-то личность, к которой народ с уважением относится. И Иван Павлович явился для нашей республики тем человеком, которым можно гордиться. Я считаю, что такое отношение к нему вполне оправдано. Несмотря на то, что он возглавлял орган партии, деятельность которой на протяжении последних 10-15 лет активно критикуют. Ведь обком очень многое сделал для развития нашей республики, сделал ее такой, какая она у нас сегодня есть. Другое дело, надо ли так активно популяризировать человека, избы строить? Завтра, может быть, еще что-то придумают. Я считаю, что того, что уже сделано для сохранения памяти об Иване Павловиче, вполне достаточно. Ведь дело не в том, чтоб там настроить памятников, настроить каких-то знаков. Главное, чтобы люди помнили в душе своей.

Болеслав Скроцкий, секретарь по идеологии Коми рескома КПРФ:

– Это, конечно, самое необходимое, что можно было сделать. Иван Павлович Морозов был, что называется, редким государственником – таких очень мало. Известно, что он скромно жил, обстановка в его квартире была скромной. Он знал каждую мелочь – к примеру, каждое утро перед совещанием в обкоме он объезжал город и знал, где лежит мусор, а где еще какой-нибудь непорядок. При его правлении республика по многим показателям вышла вперед. Так что я только приветствую инициативу строительства дома.

Сергей Асташев, художник:

– Точно так же можно было бы поставить памятник винтику или болтику, поскольку товарищ Морозов был просто винтиком механизма, который был громоздким и безобразным. Возможно, Иван Павлович и был хорошим человеком, не знаю, но хороших людей достаточно много, а как политический деятель он из себя ничего не представлял, исполняя определенные задачи, возложенные на него партией. Исполнял бы плохо – его бы заменили.

Леонид Ракин, пенсионер (в 1960-1989 годы – староста прихода Свято-Казанского храма Сыктывкара):

– Не могу ответить на этот вопрос, потому что я с ним лично никогда не общался. У меня вот брат был, он бы, конечно, мог что сказать. Он рассказал мне однажды, как вместе с Морозовым ездил на охоту. Так они, брат говорил, таки-и-и-е закуски с собой взяли... А вообще только Бог ведает, надо Морозова увековечивать или не надо. Мы ведь не знаем, как он перед Богом ответил. Мы иногда о человеке думаем, что он недостоин, а пред Богом он достоин. Так и мы не знаем, каков Морозов пред Богом. И о Сталине мы тоже не знаем, каков он пред Богом. А ведь грешник, если он обратится даже пред последним своим издыханием, то его даже и к праведным могут причислить.

 

Распечатать


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть