RSS

Иван Бабиков: “В Канаде все проще, никто с тебя три шкуры не дерет”

Живущий уже более двух лет в Канаде лыжник из Коми Иван Бабиков внес неожиданную интригу в процесс формирования состава олимпийской сборной России. После успехов в Северной Америке и четвертого места, занятого в гонке на 15 км на декабрьском этапе Кубка Мира, который проходил в канадском Кэнморе (г-н Бабиков там живет и тренируется), он стал одним из претендентов на поездку в феврале в Турин. К обсуждению шансов г-на Бабикова пришлось подключиться и президенту Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Владимиру Логинову, заявившему, что гонщику никто не запрещает участвовать в отборочных соревнованиях, и при наборе определенного количества очков он вполне может рассчитывать на попадание в олимпийскую команду. После этого Иван Бабиков прилетел в Россию и на прошедшем на минувшей неделе в Рыбинске этапе чемпионата страны четвертым пробежал марафонскую гонку на 50 км. Телефонный разговор корреспондента «ЗЖ» с г-ном Бабиковым состоялся в четверг, 12 января, за несколько часов до вылета лыжника в Цахкадзор (Армения), где у российской команды сейчас проходит последняя стадия отбора на Олимпийские игры.

– Тема «попадет ли Иван Бабиков на Олимпиаду» возникла как-то неожиданно и сразу стала в лыжных кругах одной из самых обсуждаемых. Между тем вы сами еще недавно говорили, что Олимпиада в ваших планах не значится.

– Да, это действительно так. Возможность попасть в сборную России появилась после этапа Кубка Мира в Канаде, где я так неплохо выступил. В сборной очковая система отбора (гонщики получают определенное количество баллов за места, занятые на чемпионате и Кубке России и на этапах Кубка Мира – «ЗЖ»), набрал очки и подумал: а почему бы нет? Решил попробовать, использовать шанс. Олимпиады ведь проходят не каждый день. Повлияла еще поддержка посетителей сайта журнала «Лыжные гонки», и как-то все завертелось…

– До этапа в Кэнморе вы вообще думали об отборе на Олимпиаду?

– Ни капельки. Я никогда не планировал, что вернусь в Россию, буду здесь бегать. Думал, что не особо здесь нужен кому-то.

– С чего вдруг такие мысли возникли?

– Ну, не знаю – раньше вроде никому не нужен был (смеется). По крайней мере, в российскую сборную я не попадал, и этапы Кубка Мира, а тем более чемпионаты мира, проходили мимо меня.

– Но на двух канадских этапах Кубка вы ведь бежали.

– Дело в том, что свое место на них я получил, выиграв до этого в Америке Континентальный кубок. Эта победа давала мне право на участие. Руководство сборной России не имело к этому никакого отношения, но поскольку у меня пока нет канадского гражданства и моя лицензия гонщика – российская, я выступаю под эгидой России.

– Вы говорили, что готовы прилететь на чемпионат России даже за свой счет. Так и получилось?

– Практически да. Несколько человек, правда, помогли с деньгами.

– Канадцы?

– Нет, самое удивительное – они из России. Нашлись люди, захотевшие мне помочь, которые за меня переживают и болеют. Например, в Санкт-Петербурге сейчас живет мой земляк, он тоже из Печоры, – вот он тоже дал мне небольшую сумму, чтобы хоть как-то покрыть расходы. А так, конечно же, никто мне перелеты оплачивать не будет. Спасибо нашей республиканской лыжной федерации, мне оплатили проживание в Рыбинске вместе со сборной Коми, дали суточные и помогают, как могут. Хотя они, конечно, не всесильны – я понимаю, что у них тоже есть свой ограниченный бюджет.

– Перелет прошел без приключений?

– Я бы не сказал. Я летел в Москву из Нью-Йорка, и оказалось, что мой багаж – несколько пар лыж – просто забыли. Пришлось на сутки задержаться в Москве и ждать его. В Рыбинск я приехал только поздно вечером накануне гонки и поэтому не успел обкатать лыжи, посмотреть трассу, как все нормальные люди. Во время гонки вышел вперед и не знал даже, куда бежать дальше.

– Своим четвертым местом в этих условиях вполне довольны, или же были более глобальные планы?

– Я никогда не загадываю наперед. Просто пытался бежать в свою силу, держаться за лидерами. Было довольно тяжело, приходилось терпеть до конца. Все знают, что такое временная разница с Америкой, и, к тому же, за несколько дней перед этим у меня были четыре гонки в чемпионате США (три из них Иван Бабиков выиграл – «ЗЖ»). По-моему, получилось достаточно неплохо, я доволен: соперники – ребята из российской сборной, и все очень сильные. Хотя марафон – не совсем моя дистанция, мне лучше удаются гонки на 10 и 15 км.

– Как к вашему незапланированному появлению в числе олимпийских кандидатов отнеслись официальные лица сборной и российской лыжной федерации? Не чувствуется какого-то напряжения?

– Открыто никто ничего не высказывает, но, само собой, лишний конкурент ни их ребятам, ни их тренерам не нужен. Я думаю, они не в восторге от этого.

– Президент ФЛГР Владимир Логинов в недавнем интервью высказался в том духе, что правила «игры» для всех одинаковы и если вы приедете на отборочные соревнования и наберете там нужное количество очков, то получите место в сборной.

– Ну, официально же он не может сказать, что раз я выступаю в Северной Америке, дорога в сборную для меня автоматически закрыта.

– А как настроены сами гонщики из сборной? Ревниво?

– Я такого не замечал. Я почти всех их знаю и со многими общаюсь. По-моему, все они достаточно хорошо ко мне относятся.

– После Канады прошли еще два этапа Кубка Мира, но руководство сборной России вас на них не заявило…

– Я очень хотел выступить и в Чехии, и в Эстонии, где одну гонку выиграл Василий Рочев, но тут все очень сложно и зависит не от меня. Руководство решает, кто поедет на этап, а кто – нет. Пробиться и просить, чтобы мне дали место, очень тяжело. Конечно же, я разговаривал с президентом ФЛГР Владимиром Логиновым, спрашивал его, есть ли у меня шансы попасть в состав. Я говорил ему, что поскольку я не в сборной, то согласен даже сам оплатить поездку в Европу – лишь бы мне дали возможность стартовать. Он тогда ответил, что команда уже сформирована, все шесть отведенных мест заняты и шансов попасть в состав у меня нет.

– Почему именно после переезда в 2003 году в Канаду вы так «разогнались»? До этого на чемпионатах России вы вроде бы особых успехов не добивались и в основной состав сборной не проходили…

– Даже не знаю. Может, появился опыт международных стартов, все-таки другие люди, другие гонки. Или, может, постоянные тренировки на высоте повлияли. Я живу в Кэнморе, это довольно высоко над уровнем моря. Если бы я остался в Сыктывкаре, то вряд ли бы получил возможность выступить в Кэнморе на этапе Кубка.

– Как вы оказались в Канаде?

– В принципе, я особо и не планировал, что буду обязательно там бегать на лыжах и продолжать спортивную карьеру. Я родился под Печорой, в поселке Кожва. Окончил школу в Печоре, потом переехал в Сыктывкар. Просто дело в том, что в Канаде уже почти 8 лет живет моя сестра, и она потихоньку пыталась нас с мамой перевезти к себе. Она спросила, не хочу ли я попробовать побегать там. Я подумал, почему бы и нет, можно посмотреть новую страну. Мне понравилось. Потом поучаствовал в нескольких соревнованиях, и все получилось вполне неплохо.

– Что за клуб Subaru Factory Team, за который вы выступаете?

– Его спонсирует компания-дилер автомобилей Subaru. У меня, разумеется, контракт с этим клубом.

– На жизнь и нормальную подготовку хватает?

– Вполне. Никто от меня не требует в обязательном порядке только первых мест. Там все проще, никто с тебя три шкуры не дерет.

– А почему выбрали именно Кэнмор?

– Прежде всего, из-за великолепных условий для подготовки. Там хорошие трассы, в Кэнморе тренируется сборная Канады. К тому же там базируется мой клуб.

– Вы выиграли уже много гонок на Континентальном кубке и чемпионатах США и Канады. Каков уровень местных гонщиков по сравнению с российскими?

– Я бы сказал, в Северной Америке он достаточно высокий. Разница в том, что если в чемпионате России на победу могут претендовать, допустим, человек 20-30, то в Канаде – 5-10. В Соединенных Штатах – столько же.

– Предполагается, что на Олимпиаде 2010 года – она пройдет практически у вас дома, в Ванкувере – вы будете выступать уже за Канаду. Думаете получать канадское гражданство?

– Ой, это довольно сложная процедура. Мы сейчас готовим необходимые бумаги, чтобы и моя семья переехала ко мне в Канаду. Жена Светлана и сын Сергей пока живут в Сыктывкаре. Одному, без них, конечно, очень тяжело, и я каждое лето приезжаю к ним. Можно сказать, семья – мое главное хобби (смеется).

– Не прикидывали, какие результаты нужно показать на сборах в Цахкадзоре, чтобы протиснуться в состав на Олимпиаду?

– Чтобы «зацепиться», думаю, нужно быть в пятерке лучших на всех гонках. Лучше, конечно, еще выше, но в пятерке – это минимум. После марафона в Рыбинске я в очковом рейтинге сборной переместился на 7 место (всего в мужской и женской сборных России на Олимпиаду поедут 18 человек: по 7 отберутся на «обычные» дистанции, по 2 – на спринт – «ЗЖ»).

– Группу главных конкурентов уже можно обозначить?

– Их много: Павел Коростелев, Николай Панкратов, Евгений Дементьев, Иван Алыпов… Половина сборной. Кстати, неплохие шансы, я считаю, и у еще одного лыжника из Коми – Ивана Артеева. Он меня пока опережает.

Беседовал Александр Коннин

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть