RSS

Открытая закрытость

Ринат Старков продемонстрировал степень непрозрачности бизнеса ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК»

Пока гендиректор «МБП СЛПК» Ринат Старков (в центре) консультировался со своим помошником по связям с общественностью, главный эколог компании Сергей Цыганов, дойдя до графиков с характеристиками промышленных стоков предприятия, честно предупредил: «Мне бы не хотелось тут говорить... Вы получили материалы.»

Пока гендиректор «МБП СЛПК» Ринат Старков (в центре) консультировался со своим помошником по связям с общественностью, главный эколог компании Сергей Цыганов, дойдя до графиков с характеристиками промышленных стоков предприятия, честно предупредил: «Мне бы не хотелось тут говорить... Вы получили материалы.»

В минувшую пятницу, 2 сентября, в Сыктывкаре прошла пресс-конференция генерального директора «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» («МБП СЛПК») Рината Старкова и главного эколога компании Сергея Цыганова. Они представили журналистам «Экологическую политику предприятия».

У корреспондента «ЗЖ» в последнее время складывается впечатление, что подобные прошедшему пиар-мероприятия устраиваются исключительно условно-рефлекторно. Как ответ на внешний раздражитель – негативные публикации про компанию в республиканской прессе.

Напомним, что первая пресс-конференция г-на Старкова и подчиненных ему менеджеров ОАО «МБП СЛПК» состоялась 25 ноября («ЗЖ», 29 ноября 2004 года). Аккурат после ряда публикаций республиканских СМИ, где критиковалась реформа управления дочерними леспромхозами, затеянная руководством «гиганта на Вычегде». Стоит ли говорить, что именно политике компании в области лесозаготовок и была посвящена та конференция г-на Старкова. Правда, по ее завершении руководитель комплекса пообещал журналистам встречаться с ними чаще.

Чаще встречаться не получилось. Между тем в отсутствие топ-менеджерского внимания пресса, в том числе «ЗЖ», опять забрела не туда, куда следовало бы идти, довольствуясь бодрыми пресс-релизами ОАО «МБП СЛПК». На этот раз под сомнение была поставлена экологичность компании. В частности, ее способность соблюдать федеральное природоохранное законодательство («ЗЖ», 15 августа).

Ответ «бумажников» не заставил себя ждать. Для начала 17 августа в эжвинском офисе компании прошла не афишировавшаяся в пресс-релизах встреча г-д Старкова и Цыганова с представителями государственных природоохранных ведомств. В ней, по сведениям «ЗЖ», участвовали министр природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Александр Боровинских, руководитель Управления Росприроднадзора по РК Александр Попов, заместитель главного санитарного врача РК Юрий Татанов, заместитель сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора Константин Ковалев и чиновники рангом пониже. Опрошенные корреспондентом «ЗЖ» участники встречи по прошествии двух недель смогли вспомнить, что г-да Старков и Цыганов представили им экологическую политику предприятия, оформленную в виде слайд-презентации.

Судя по всему, эти же, но только несколько урезанные и модернизированные по итогам августа документы, представили 2 сентября журналистам.

Перед началом пресс-конференции журналистам раздали двенадцатистраничный документ с многообещающим названием «Экологическая политика предприятия». Под его обложкой скрывался еще более многообещающий документ – «Политика в области охраны окружающей среды», подписанный в ноябре 2003 года генеральными директорами Neusiedler AG (старое название группы Mondi Business Paper) Гюнтером Хасслером и ОАО «Нойзидлер Сыктывкар» (прежнее название ОАО «МБП СЛПК») Ринатом Старковым. Должности указанных господ были обозначены по-английски, как Chief Executive Officer. Видимо, чтобы подчеркнуть причастность сыктывкарского комбината к лучшим бизнес-традициям Запада.

В подписанном двумя «офицерами» документе корреспонденту «ЗЖ» особенно понравился следующий принцип экологической политики комбината: «Мы информируем общественность и клиентов о нашей деятельности в области охраны окружающей среды и вступаем в диалог со всеми заинтересованными сторонами». Но, к сожалению, оставшаяся часть брошюры заставила усомниться в способности «гиганта на Вычегде» вести диалог с «карликами». Чего стоило хотя бы первое предложение основного текста: «В 2004 году в рамках внутреннего аудита СЭМ было проведено 54 проверки соблюдения экологических требований». Что такое СЭМ не расшифровывалось, и только посредством неимоверного напряжения умственных усилий корреспонденту «ЗЖ» удалось догадаться, что речь, видимо, идет о системе экологического мониторинга. Не расшифровывались и другие непонятные широкой публике аббревиатуры: «в.с.т.», ХПК, ММ, ТММ, ХТММ и АОХ.

В целом «Экологическая политика комбината» по своей информативности уступала даже ежегодным государственным докладам о состоянии окружающей среды в РК. В частности, только по одному показателю – зловонному метилмеркаптану – проводилось сравнение уровня загрязнения им атмосферы с установленным в России нормативом. При этом содержание соответствующей таблицы шло вразрез с ее названием (в названии упоминался не метилмеркаптан, а совсем другой химический элемент – двуокись азота).

Приступив к общению с прессой, г-н Старков пояснил, что «это происходит впервые, когда наша компания представляет свой экологический отчет». «Я не знаю никакой другой компании в Коми, которая бы это делала, – не без гордости отметил генеральный директор и добавил: – В рамках прозрачности и открытости нашего бизнеса мы готовы делиться многими данными с общественностью республики».

Из дальнейших пояснений гендиректора следовало, что под экологической политикой предприятия в ОАО «МБП СЛПК» понимают, прежде всего, добровольную экологическую сертификацию производственных процессов. В частности, по стандартам ISO 14001 и FSC (ISO – это Международная организация по стандартизации, а FSC – это Лесной попечительский совет).

Сообщив об этом, г-н Старков передал слово г-ну Цыганову. Последний в роли пиарщика чувствовал себя неуютно. Когда по ходу презентации «Экологической политики предприятия» г-н Цыганов дошел до графиков с характеристиками промышленных стоков (эти графики изобиловали непонятными корреспонденту «ЗЖ» аббревиатурами), г-н Цыганов честно признался: «Мне бы не хотелось, наверное, тут говорить… Вы получили материалы».

Когда дошло до вопросов журналистов, корреспондент «ЗЖ» перво-наперво попенял генеральному директору на отсутствие расшифровок аббревиатур, в частности, ТММ и ХТММ. Признав критику обоснованной, г-н Старков пообещал в следующий раз их расшифровать. «Может, он сам не знает, что это такое?» – подумалось корреспонденту «ЗЖ», который задал г-ну Старкову соответствующий вопрос. Опасения оказались напрасными. Генеральный директор пояснил, что ТММ – это термомеханическая масса, а ХТММ – это химико-термомеханическая масса. Чувствуя неловкость ситуации, вмешался помощник г-на Старкова по связям с общественностью Леонид Молчанов. «Документ предназначается для специалистов», – пояснил г-н Молчанов, давая понять, что корреспондент «ЗЖ» к ним не относится. Однако г-н Старков порыв своего помощника не поддержал. «Ну… – удивился он и выдал свою версию: – Для общественности и специалистов, скажем так».

Корреспондент «ЗЖ» между тем продолжил задавать вопросы: «Какова степень открытости политики комбината в области охраны окружающей среды?» «Интересный вопрос, – констатировал г-н Старков и продолжил: – Я думаю, то, что мы сегодня делаем – это как раз и является элементом информационной открытости».

Между тем корреспондента «ЗЖ» интересовала именно степень открытости. Поэтому он конкретизировал свой вопрос, поинтересовавшись, почему до сих пор не обнародованы результаты исследования диоксинового загрязнения реки Вычегды, проведенного по заказу комбината в 2004 году. В своем декабрьском интервью «ЗЖ» г-н Стаков пообещал опубликовать результаты этой научной работы после того, как весной этого года будет отобрана, а затем проанализирована вторая партия данных проб («ЗЖ», 3 января).

Напомним, что диоксины – это группа химических соединений, самый известный представитель которой – 2,3,7,8-тетрахлордибензо-пара-диоксин (им, в частности, отравили Президента Украины Виктора Ющенко) – признается самым ядовитым химическим соединением из известных на сегодняшний день науке. Они образуются в качестве микропримесей при ряде высокотемпературных производственных процессов, например, при отбелке целлюлозы с помощью элементарного хлора. Именно с желанием значительно сократить образование этих веществ связан постепенный переход мировой целлюлозно-бумажной промышленности на технологии ECF (отбелка без использования элементарного хлора), на которую, в частности, ориентируется ОАО «МБП СЛПК», и TCF (более передовая технология, предполагающая отказ не только от элементарного хлора, но и от его соединений).

Заметим, что переход на технологию ECF не исключает образования диоксинов (хотя, действительно, их сброс в окружающую среду значительно уменьшается). Кроме того, в любом случае открытым остается вопрос влияния уже сброшенных в окружающую среду диоксинов (эти химические соединения характеризуются высокой устойчивостью) на соответствующую окружающую среду и ее обитателей (в Коми – это прежде всего село Палевицы Сыктывдинского района). Так что вопрос корреспондента «ЗЖ» был отнюдь не праздным.

Отвечая на него, г-н Старков заявил: «Мы закончили это исследование. Где-то, наверное, тысячи две страниц оно занимает. Это внутрекорпоративный документ». Из дальнейших объяснений стало понятно, что подразумевалось под словом «внутрикорпоративный». То, что доступ к нему получат только представители государственных природоохранных ведомств, причем только на территории комбината. Общественность с результатами исследования, как можно было понять из слов г-на Старкова, знакомить не будут.

Обидевшись на такую информационную закрытость, корреспондент «ЗЖ» на пару с коллегой из «Север-Медиа» устроили г-ну Старкову перекрестный допрос, по ходу которого руководитель ОАО «МБП СЛПК» несколько раз попадал в неловкое положение.

Так, он продемонстрировал плохое знание химии органических соединений, заявив, что «при производстве бумаги выделяется один из двухсот с чем-то известных науке диоксинов». Позже, по просьбе «ЗЖ», г-на Старкова опроверг заведующий лабораторией аналитической экотоксикологии Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН (г. Москва) доктор химических наук Ефим Бродский. Он пояснил, что «при хлорном отбеливании, применяемом в целлюлозно-бумажной промышленности, образуется и выделяется в окружающую среду целый ряд полихлорированных дибензо-пара-диоксинов и дибензофуранов, в том числе и наиболее токсичный 2,3,7,8-ТХДД» (тот самый, которым отравили г-на Ющенко – «ЗЖ»).

Еще больше г-н Старков оконфузился, когда отвечал на вопрос, как влияет комбинат на здоровье населения.

– Отдельных медицинских исследований по состоянию населения мы на комбинате, естественно, не проводили. Я, честно говоря, считаю, что не совсем этично, если предприятие будет заниматься проведением исследований на населении. Это дело государства.

Забавно, но «Экологическая политика предприятия» говорит совсем о другом. А именно о том, что ОАО «МБП СЛПК» совместно с Кировской медицинской академией реализует следующий совместный проект: «Влияние работы предприятия на здоровье населения». Видимо, результаты этого исследования – это тоже внутрикорпоративный документ.

Эрнест Мезак

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!
Автор (19.02.2006, 22:58:17)

Про диоксины и фураны мы писали в номере за 3 января 2005 года.


КсКотз (15.09.2005, 16:18:16)

угу, писали, тока ни слова не было про олихлорированных дибензо-пара-диоксинов и дибензофуранов и 2,3,7,8-ТХДД
че, раньше все это добро не выбрасывалось?
сколько ему лет-то, ЛПК этому. Чего счас вдруг озаботились состоянием окружающей среды?
Плохо воняет Ваша шумиха.


Автор (14.09.2005, 18:11:51)

Когда СЛПК был "Нойзидлером", мы тоже не молчали. См. номера за 29 ноября и 20 декабря 2004 года.


КсКотз (12.09.2005, 08:36:48)

мне вот чего интересно:
а чегой-то Вы взялись за ЛПК когда он стал Монди, а когда был Нойзидлером, Вы молчали?
Может Нойзидлеры Вам платили, а Монди не хочет на всякую ..... размениваться?
Вот Вы и ...... (шумите).


ДьяконовС.С. Москва. (10.09.2005, 13:03:59)

"открытым остается вопрос влияния уже сброшенных в окружающую среду диоксинов (эти химические соединения характеризуются высокой устойчивостью) на соответствующую окружающую среду и ее обитателей (в Коми – это прежде всего село Палевицы Сыктывдинского района). Так что вопрос корреспондента «ЗЖ» был отнюдь не праздным.

Отвечая на него, г-н Старков заявил: «Мы закончили это исследование. Где-то, наверное, тысячи две страниц оно занимает. Это внутрекорпоративный документ». Из дальнейших объяснений стало понятно, что подразумевалось под словом «внутрикорпоративный». То, что доступ к нему получат только представители государственных природоохранных ведомств, причем только на территории комбината. Общественность с результатами исследования, как можно было понять из слов г-на Старкова, знакомить не будут."
===============================
Если не желают знакомить общественность, значит есть чего скрывать. Что значит доступ получат только госуд. природоохран. ведомства и то только на территории комбината - это значит что с ними "договорятся" - о молчании за определенную сумму. А общественность как травилась так и будет травится, болеть, умирать. Народ должен знать чем их травят и должен сказать желает он этого или нет. Необходимо привлечь Прокуратуру к этому делу.
Результаты исследований необходимо предоставить общественности - в полном виде!


Честный (09.09.2005, 17:55:51)

"Для начала 17 августа в эжвинском офисе компании прошла не афишировавшаяся в пресс-релизах встреча г-д Старкова и Цыганова с представителями государственных природоохранных ведомств. В ней, по сведениям «ЗЖ», участвовали ...заместитель главного санитарного врача РК Юрий Татанов", который уже пару месяцев назад вышел на пенсию и, более того, покинул республику. Сведения ваши недостоверные. Косяк.


КомиКадзе (09.09.2005, 11:39:34)

Согласен. Но проблема несколько глубже. Путой базар на системообразующем предприятии грозит не только экологическими проблемами, но и развалом всей отрасли


Игорь (09.09.2005, 11:06:45)

Когда начинает отдавать желтизной, то тут дело не стиля в принципе, а вопрос сохранения читателя, которого просто тошнит от СМИ с претензией на "громкость". Кого такой материал может заинтересовать? Разве что Старкова и его приближенных... Не понимаю, если на встрече был пустой базар, зачем тогда писать целую страницу такой ерунды? Неужели нет более подходящих материалов?


КомиКадзе (09.09.2005, 10:23:30)

Нормально, ребята. Кто желает высоколитературного стиля пусть читает страшилки про "информационные войны" в "Огнях Вычегды". А про бардак и пустой базар стиль самый подходящий... Mondi. Как вы судно назовете, так оно и поплывает...


Игорь (09.09.2005, 08:47:24)

Бульварный стиль. Разочаровали, ребята.


Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть