RSS

Валерий Родин: “Любая война кончается компромиссом”

В минувшую среду, 13 июля, вновь назначенный исполняющим обязанности генерального директора ОАО «АЭК «Комиэнерго» Валерий Родин ответил на вопросы журналистов республиканских СМИ, в том числе и корреспондента «ЗЖ».

РОДИН ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Родился 1 мая 1952 года в г.Серове Свердловской области.
В 1974 году окончил Уральский политехнический институт по специальности «тепловые электростанции».
С 1974 г. работал на Ириклинской ГРЭС «Оренбургэнерго» на разных должностях: от мастера до главного инженера.
В 1993-1994 гг. – начальник департамента «Уралэнерго» РАО «ЕЭС России».
В 1994-2005 гг. – генеральный директор «Свердловэнерго».
С октября 2004 года – генеральный директор Территориальной генерирующей компании (ТГК) № 9.
С 12 июля 2005 года – исполняющий обязанности генерального директора «Комиэнерго».
Женат, имеет сына и дочь.

   

– Когда вы узнали о том, что придется возглавить «Комиэнерго»?

– Неделю назад.

– Это стало неожиданностью для вас?

– Да. Мы, я имею в виду ТГК № 9 и «Комиэнерго», работали вместе по договору аренды о передаче генерирующих активов республиканской компании, которая должна произойти до 1 октября, но тут какие-то события, для меня, может быть, не совсем понятные, привели к отставке, к уходу с поста генерального директора «Комиэнерго» Михаила Анатольевича Смекалова. Мне позвонили по телефону…

– Вы удовлетворены состоянием компании, которую возглавили?

– Да, я считаю, «Комиэнерго» – достойная компания. Я не могу сказать ничего плохого о той команде, которая работала и будет продолжать работать здесь. Я Косолапова (Михаил Косолапов, возглавлял «Комиэнерго» до 1998 года – «ЗЖ») хорошо знал, Смекалова. Достойные люди, которые нормально вели компанию по этой непростой жизни с реформами и перестройками. Но бывают моменты, когда вот так получается, и относиться к ним надо философски.

– Какие задачи перед вами поставили акционеры «Комиэнерго»?

– Прежде всего – довести компанию до разделения по видам деятельности. В этом году передать генерирующие мощности в аренду ТГК № 9, которую опять же я и возглавляю, и в рамках реформирования решить проблемы с энергосбытом. Вторая задача – подготовка к зиме предприятий «Комиэнерго». Ну и третья задача – это восстановление нормальных, деловых взаимоотношений с Правительством РК, потому что тот конфликт, который продолжался до последнего времени, негативно влиял как на работу «Комиэнерго», так и на ситуацию с энергоснабжением республики в целом.

– Что будет с тарифами?

– Мы вчера (12 июля – «ЗЖ») очень долго совещались, но в связи с несчастьем, случившимся в Ухте, нам не удалось встретиться ни с Торлоповым, ни с Ордой. Переговоры будут идти до тех пор, пока не будут согласованы позиции «Комиэнерго» и Правительства РК. Я думаю, что мы придем к соглашению, которое будет оформлено как решение Службы РК по тарифам до 1 августа. Думаю, что тарифы (имеются в виду тарифы на электроэнергию – «ЗЖ») пересматриваться кардинальным образом не будут. Сегодня в РК действуют два документа, которые определяют тарифную политику, – решение Службы РК по тарифам и решение Федеральной службы по тарифам. К какому-то из них мы придем, безусловно. Думаю, что найдем общий язык. По крайней мере, уже сегодня половину вопросов, которые перед нами поставили, мы постарались снять.

– Можно ли вас понимать так, что по тарифам будет найдено компромиссное решение?

– Ну любая война заканчивается компромиссом. Шучу, конечно. Конечно, будет найдено компромиссное решение. Мы не можем полностью пойти на те цифры, которые предлагает правительство (Правительство РК – «ЗЖ»), потому что в настоящее время они нас не устраивают по той простой причине, что мы вынуждены привлекать достаточно большие заемные средства. Летом идет снижение выработки (энергии – «ЗЖ») и одновременно максимальные траты на закладку топлива и ремонтные работы. Все это достаточно дорого. Конечно, мы придем к каким-то средним цифрам. Это будут не наши цифры, но и не цифры, на которых настаивает Служба РК по тарифам.

– Что будет с тарифами для оптового потребителя – ЗАО «Бизнесэнерготрейд»? Не кажется ли вам, что шестнадцатикопеечная разница (за 1 кВт/ч) между стоимостью, за которую эта компания покупает энергию у «Комиэнерго», и ценой, по которой продает ее предприятиям ТЭКа, работающим на территории Коми, беспрецедентно велика?

– Эта ситуация будет поправлена однозначно. Однозначно! На мой взгляд, эти люди работают в пространстве, которое не состыковано. Они правы и не правы. Такой казус. Но сегодня был разговор с людьми, которые представляют эту организацию, они согласуют свою позицию с нашей в том плане, что это не есть правильно.

– Вам известны акционеры этой компании?

– Я не знаю акционеров, не видел документов. Я знаю контактное лицо. Разговор был по телефону.

– К какому сроку предполагается завершить реформирование «Комиэнерго»?

– По тому графику, который утвержден РАО «ЕЭС», это – 1 июля 2006 года. Наши специалисты готовят сейчас разделительный баланс по состоянию на 1 июля 2005 года. Вы знаете, это такой длительный и трудоемкий процесс. По «Свердловэнерго», например, мы его делали месяца четыре, а объем его на бумагоносителе составлял тонны три.

– А проект реформы уже не будет обсуждаться с республиканским правительством?

– Проект реформы утвержден советом директоров РАО «ЕЭС России», и, насколько мне известно, у правительства республики особых возражений по данному проекту нет.

– Но г-н Орда не раз заявлял о том, что проект пока не согласован с правительством…

– Ну это, может, чисто внешне, а так все согласовано уже. Может, бумаги какой-то нету? Ну, может быть…

– Какова будет политика компании по отношению к должникам? Претерпит ли она изменения?

– Деньги должны платить. Политика компании в этом вопросе будет такая же, какая и была до сих пор. Ну, может быть, несколько строже будет организована претензионно-исковая работа, работа судебных приставов, то, что связано со всей этой юридической практикой. На мой взгляд, принудительное отключение и другие жесткие меры, которые не популярны и не всегда приносят желаемый результат, тем не менее – эффективны. Я очень давно работаю в энергетике и по своему опыту знаю, что в 90% случаев неплательщик, получив решение суда, пойдет и рассчитается.

– В последнее время «Комиэнерго» достаточно много средств тратила на реконструкцию сетей, в том числе деревенских. Произойдут ли какие-то изменения в этом направлении деятельности компании?

– Думаю, что нет. Об этом мы также говорили с представителями Правительства РК. Другой вопрос: на какие средства это делать? Закладывать эти затраты в тарифы? В этом вопросе разногласия, безусловно, могут быть, но они решаемы, поскольку здесь обоюдная заинтересованность: и «Комиэнерго», и, прежде всего, республики, ее жителей. Мы считаем, что средства на эту работу должны учитываться в наших затратах, то есть в тарифах.

– А правительство как считает?

– Оно тоже так считает, но оно говорит, что у вас там, мол, есть лишние траты, поскольку вы делаете не всегда эффективно. А мы говорим, что не могут быть 100% тех проектов, которые мы осуществляем, эффективными, по определению не могут быть. Ну какой эффект может быть от постройки линии электропередачи до деревни, где живут 20 человек? Такие деревни есть и в России, и в Коми. Можно поставить дизель, но понятно, что месяца через два этот дизель разграбят и света опять не будет. Давайте строить линию… Мы договорились, что те инвестиционные программы, те планы капстроительства, которые компания намеревается осуществлять, будут в обязательном порядке согласовываться с правительством республики. Их эффективность, их стоимость, их очередность. Правительство может нам сказать: дорогие энергетики, у наших потребителей нет столько средств для того, чтобы эту программу выполнить, но мы просим вот это вот обязательно сделать, а вот это давайте смотреть года через два…

– Как вы относитесь к предоставлению льготных тарифов сельским потребителям?

– Вы знаете, у нас в Свердловской области тоже всю жизнь льготировали сельских товаропроизводителей, но село от этого богаче не стало. Потом надо учитывать, что доля электроэнергии в себестоимости, скажем, животноводства – мизерная. Поэтому есть мнение, что льготы только расхолаживают этих уважаемых людей. С другой стороны, мы понимаем, что люди живут напряженно, бедно и брать с них какие-то лишние деньги тоже не совсем правильно. Здесь надо балансировать. Я думаю, что некоторое время надо продолжать дотировать сельское хозяйство, как и во всем мире это делается. Только в разумных пределах.

– Часто ли планируете бывать в Коми?

– Трудно сказать. По крайней мере, через неделю точно буду здесь. Мне нравится город (Сыктывкар – «ЗЖ»): я по нему хожу – отдыхаю. Так что буду приезжать и жену привезу – покажу ей город.

Записал Сергей Марцинкевич

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть