RSS

Людмила Завьялова: “Как депутат могу не подчиниться решению суда”

В прошлый четверг, 16 июня, Госсовет РК, несмотря на вердикт Верховного суда РК, запрещающий создавать на территории РК какие-либо городские округа, кроме Сыктывкарского, все же принял решение образовать в Республике Коми ухтинский, воркутинский, интинский и усинский городские округа. В пятницу корреспондент «ЗЖ» выяснял у председателя Комитета Госсовета РК по законодательству и местному самоуправлению Людмилы Завьяловой, чем вызвано непослушание республиканского парламента.

ЗАВЬЯЛОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
Родилась 1 апреля 1950 года на станции Чебаково Тутаевского района Ярославской области.
После окончания школы некоторое время работала комсомольским секретарем цеха на Ярославском моторном заводе.
В 1976 году окончила Ленинградский государственный университет по специальности «философия».
В 1977-1985 гг. – преподаватель кафедры философии Сыктывкарского государственного университета.
В 1985-1986 гг. – референт-методист республиканского общества «Знание».
В 1986-1996 гг. – старший преподаватель кафедры философии и политологии Коми государственного педагогического института.
В 1996-1997 гг. – преподаватель философии Сыктывкарского медицинского колледжа.
В 1997-2004 гг. – преподаватель ряда дисциплин кафедры гуманитарных и социальных наук сыктывкарского филиала Кировской государственной медицинской академии.
В 1994-1999 гг. – депутат Совета города Сыктывкара, возглавляла комиссию по социальным вопросам. Избиралась депутатом Госсовета РК второго созыва (1999-2003 гг.).
17 марта 2003 года на первом заседании депутатов Госсовета РК третьего созыва избрана председателем Комитета по законодательству и местному самоуправлению.
С 1992 года возглавляет движение солдатских матерей Республики Коми. В 2000-2003 гг. возглавляла Комитет солдатских матерей России.
Замужем, имеет двоих детей.

   

– Непослушание обусловлено тем, что федералы абсолютно не знают жизнь в Российской Федерации. Какой бы семи пядей во лбу ни была комиссия Козака (Дмитрий Козак, в начале разработки законопроекта об административной реформе занимавший должность первого заместителя руководителя администрации Президента РФ – «ЗЖ»), готовившая реформу местного самоуправления, 131-й закон (федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 года – «ЗЖ») никак не ложится на ту почву, которая сегодня в реальности существует. Шесть тысяч предложений внесли регионы в Госдуму РФ при рассмотрении законопроекта. А получили лишь рамочный закон. Как в эти рамки можно вписать все особенности? Тем более, когда мы об арктическом регионе говорим.

– Но ведь изначально комитет по законодательству настаивал на принципиально иной схеме организации местного самоуправления в Коми. Она предполагала, что муниципальные образования Ухты, Воркуты, Инты, Усинска будут муниципальными районами.

– Правильно. Вначале мы сделали все в соответствии с федеральным законом. А потом стали учитывать ту информацию, которая с мест стала поступать. В Интинском районе почти в каждой деревне сходы собрали и прислали нам свои решения в поддержку создания городского округа. А Воркуту с поселками, где на всех одна труба канализационная, как можно районом сделать? А поскольку мы избраны народом, мы как-то должны заявлять свою позицию.

– И центр поддается вашему влиянию?

– Наша работа не бесполезна. На протяжении двух последних лет я почти во всех федеральных мероприятиях участвовала, которые 131-го закона касались. И изменения начали происходить. Я ведь, когда в госдуме выступаю, защищаю интересы республики, в выражениях не стесняюсь. Сначала после моих выступлений звонки поступали Торлопову (Владимир Торлопов, Глава РК – «ЗЖ») из администрации президента. Чего, мол, она там у тебя хочет. А теперь ситуация приобрела другой характер. Стали фиксировать претензии, которые региональные власти высказывают. И часть этих претензий уже нашла отражение в поправках в 131-й закон, принятых думой в декабре 2004 года. И то, что Глава РК по вопросу создания городских округов получил поддержку от председателя Правительства РФ, второго человека в нашем государстве, тоже о многом говорит. Хорошо бы еще, если бы это понимание подкрепилось и законодательной инициативой самого правительства. Павел Анатольевич (Орда, первый заместитель Главы РК – «ЗЖ») вот на сессии сказал, что соответствующие поправки в думу будут вроде даже до 9 июля внесены. Я, правда, в это слабо верю.

– Такое ощущение складывается, что руководство Коми сейчас уподобляется руководителям администрации Эжвы, безуспешно пытавшимся добиться для Эжвинского района Сыктывкара статуса города. Когда глава эжвинской администрации Василий Гончаренко понял, что дело «швах», он от отчаяния стал Путину писать, с председателем думского комитета по местному самоуправлению Владимиром Мокрым встречаться («ЗЖ», 21 марта, 28 февраля). А г-н Мокрый в конце концов дал ему понять, что ради Эжвы закон менять не будут. И ради Коми ведь никто закон специально менять не будет. С чего это нам такие преференции?

– Да, в принципе, поправки, о которых говорил Орда, противоречат концепции закона. Но есть у нас двухнедельный карт-бланш. Посмотрим, что решит суд.

– Откуда уверенность, что президиум Верховного суда РК именно 29 июня рассмотрит дело по городским округам?

– Разговор был с Вячеславом Александровичем Шишкиным (председатель Верховного суда РК – «ЗЖ»). У них 29-го очередное заседание будет. И поскольку надзорная жалоба к нему поступила…

– На сегодняшний день еще не поступила…

– Значит, поступит в ближайшие дни. И тогда можно будет рассмотреть ее 29 июня.

– Но надзорное производство – крайне непростая процедура, до публичного судебного разбирательства дело вообще может не дойти.

– Как решат, так решат. Поэтому мы и несогласие свое по городским округам выразили в виде отдельного маленького закона. Для того, чтобы было проще работать.

– А нельзя ли было выбрать более цивилизованную форму протеста?

– Какую, например?

– Ну, обратиться в Конституционный суд (КС) РФ с запросом о проверке конституционности 131-го закона. Ведь некоторые юристы склоняются к мнению, что его безапелляционные установки, связанные с установлением границ муниципальных образований, противоречат и Европейской хартии местного самоуправления, и российской конституции?

– Это не произошло потому, что 131-й нас сроками всегда в углу держит. Написано, например, в законе, что мы должны принять новые уставы муниципальных образований до 1 июля 2005 года.

– Последнее решение госсовета по городским округам тем же Ухте, Воркуте тоже не позволит принять уставы вовремя.

– Почему?

– Это ведь будут уставы городских округов, существование которых будет зависеть от того, что произойдет 29 июня. Если суд опять решит, что госсовет не прав, уставы за три дня переписать не успеют.

– То, что связано с уставами, – это не так страшно.

– А по вопросу концептуального обжалования закона в КС РФ вы киваете на сроки…

– Знаете, какие сроки рассмотрения дел в этом суде?

– Зато, имея на руках положительное решение, победитель получит все.

– А отрицательное? Если бы я была чиновником, я бы исполняла букву закона, а поскольку я депутат, то для меня на первом месте целесообразность. Это, во-первых. А во-вторых, я здесь руководствуюсь необходимостью совершенствования законодательства. Знаете в чем проблема? Что у нас дума однопартийная. И «Единая Россия» не позволила организовать дискуссию на стадии принятия 131-го закона. Это очень опасная тенденция. Только в споре мы можем получить решение, которое мало-мальски будет отражать явления российской действительности. И поэтому я и сказала недавно в Москве на круглом столе – его устраивала партия «Родина», – что 131-м законом и его детищем 122-м (закон о монетизации льгот – «ЗЖ») население страны наказано за то, что оно проголосовало за однопартийную думу. А теперь «Единая Россия» мечется, не знает, что со 131-м законом делать. Отступать ей неудобно, это значит свою слабость признавать. Поэтому они и провоцируют нас на такие шаги, которые мы и сделали вчера.

– Решение президента и «Единой России» об отмене выборности губернаторов тоже не будет способствовать политическому плюрализму. И опять же госсовет сидит и получает, похоже, удовольствие.

– Мое предложение обратиться в КС РФ с запросом о проверке конституционности этой инициативы президента не получило поддержки. Госсовет на это не пошел.

– Не было же формальной процедуры ее обсуждения.

– А зачем было доводить дело до того, чтобы публично отвергли эту идею? Об этом в другой форме переговоры велись. И, заметьте, ни один субъект не обратился с таким запросом.

– Зато, как СМИ на этой неделе информировали, в Конституционный суд России с заявлением по этому вопросу обратился рядовой житель Тюмени. Ваш прогноз?

– Я думаю, что президент подстраховался, и конституционный суд не примет решения о том, что закон неконституционен.

– Почему вы так думаете?

– А у нас в стране судебной власти как таковой нет. И я не как трагедию это воспринимаю, а как естественный процесс. Мы законодательную-то власть никак не можем отделить от исполнительной! Есть такие законодательные собрания в РФ – не буду называть области, – которые даже самостоятельными юридическими лицами не являются. Или где законодатели строго дозированную информацию получают. У нас, конечно, лучше ситуация, но объятия исполнительной власти мы постоянно ощущаем. А если говорить о третьей ветви власти… «Позвоночное право» у нас действовало в судебных инстанциях. Когда в 1989 году Карл Поппер опубликовал предисловие к русскому изданию своей работы «Открытое общество и его враги», он заметил, что не нужно давать России деньги, нужно ей помочь подготовить квалифицированных юристов. А для того, чтобы наша судебная система заработала по-новому, нужно еще менталитет людей поменять. Разъяснить им, как защищать свои права в судах.

– Не кажется вам, что вы себе же противоречите? Ссылаетесь на неумение граждан пользоваться правовыми механизмами, а сами идете вразрез с решением верховного суда?

– Ну, захотелось так депутатам! Может, они хотят встретиться еще раз на внеочередной сессии... Повторюсь: я как депутат могу не подчиниться решению суда – когда знаю, что за этим решением последует ущемление прав моих избирателей.

– Что для вас еще важно в отношениях с избирателями?

– Чтобы меня считали честным, порядочным человеком, чтобы они были уверены, что я взятки брать не буду, чтобы принять то или иное решение.

– А предлагали?

(После паузы.) Один раз исполнительная власть пыталась повлиять на меня, чтобы я изменила свое решение. По председателю комитета. Я сказала, что скорее умру, чем пойду на это.

– Вы имеете в виду историю с назначением Ростислава Гольдштейна председателем Комитета Госсовета РК по социальной политике («ЗЖ», 27 сентября 2004 г.)?

– Да.

Беседовал Эрнест Мезак

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть